Stop-motion индустрия

Жизнь в stop-motion студии бурлит. Большинство студий выглядят очень непритязательно снаружи, обычно они спрятаны в районе складов или где-то в центре, в глубине квартала. Внутри типичная студия выглядит также, как любая другая, часто со стойкой ресепшн, офисами, компьютерами и небольшой кухонной зоной, а также с крошечными, но очень сложными сценами, лабиринтом из ламп и кабелей, и странными существами, которых называют «аниматоры», согнутыми над миниатюрными куклами и по-всякому их передвигающими. Это может показаться детской забавой со стороны, но на самом деле это тяжелая работа. Работники таких компаний, больших или маленьких, трудятся очень усердно в течение многих часов и в рамках жесткого графика. Сделать художественный фильм в технике stop-motion от начала и до конца занимает от трех до пяти лет работы. Достижение качества здесь — нелегкое искусство, но для команды художников, которые любят свое дело, оно стоит того. В этой книге есть несколько интервью, в которых они рассказывают более подробно о студийном производстве, но сначала я бы хотел дать беглый обзор всего процесса.

stop-motion-studio

Система производства
В анимационной студии один из самых обычных терминов, использующихся для описания отдельного производства, — это «шоу». Художественный это фильм, ТВ-сериал или эпизод, или реклама — всегда используется это слово. Шоу создается командой людей, работающих в разных департаментах, каждый со своим набором знаний, талантов и опыта. Далее дан обзор всего рабочего процесса.

Шаг:1 Идея
Любое шоу начинается с идеи. Идеи могут приходить откуда угодно, иногда из странных источников. С шестнадцати лет, автор C.S. Lewis представлял себе фавна, стоящего с зонтиком на покрытом снегом дереве. Много лет спустя эта картинка вдохновила его на создание книги «Лев, ведьма и платяной шкаф». Откуда возникла эта картинка, остается загадкой, но у всех у нас иногда возникают картинки вроде этой, которые потом проникают в творчество. Множество идей также приходят из нашего личного опыта или от людей, которых мы знаем. Например, отец частично вдохновил Ника Парка на создание своего персонажа Уоллеса. Другие идеи берут свое начало в древних мифах и религиях. Джордж Лукас создал многие темы «Звездных войн», включив в сценарий различные элементы мифов из разных культур и периодов нашей истории.

Каким бы ни был источник вдохновения, в студии идеи обсуждаются либо всей командой, либо сценаристами и художниками. Цель обсуждения: прийти к общему видению. Идея может принадлежать режиссеру шоу, или студия нанимает режиссера, чей стиль идеально подходит замыслу. Если это реклама, идея может исходить от компании-заказчика. Компания становится клиентом анимационной студии, чтобы использовать ее знания, чтобы найти лучший путь для привлечения внимания публики. В целом, должен существовать какой-то вид мотивации в этой идее, который обсуждается. Это может быть необходимость продать товар, обучение детей, уроки морали или просто развлечение публики. Как только утверждается идея, пишется сценарий, чтобы воплотить ее на бумаге и создать структуру шоу.

 

Шаг 2: Концепция и дизайн
Идея шоу часто возникает из рисункаЧасто идея приходит из рисунка или дизайна, и этот дизайн нуждается в дальнейшем развитии. Когда идея оформлена, художники и иллюстраторы создают серию рисунков, чтобы найти ее визуальное воплощение. Персонажи, фоны, реквизит проходят через различные вариации, пока не появится дизайн, который подходит идеально. Большое внимание уделяется цветовой схеме и общему настроению шоу. В некоторых случаях, как в «Кошмаре перед Рождеством», есть разные миры, у которых свой особенный дизайн: черный, экспрессионистский вид Города Хэллоуина совершенно отличается от мягкого разноцветного Города Рождества, хотя оба мира использованы в одном фильме и полностью соответствуют общему видению режиссера. Множество вариантов, созданных на начальных этапах, не используются в окончательном шоу, но необходимо пройти через этот процесс эволюции, чтобы выбрать лучший вариант. Концепция демонстрируется клиенту студии, чтобы он мог представить, как будет выглядеть конечный продукт, и чтобы дать ему возможность высказать свое мнение. Художники должны понимать, что иногда приходится идти на компромисс между своими идеями и желанием заказчика или режиссера.

Шаг 3: Раскадровка
C помощью раскадровки планируется, как история будет рассказана на экранеСценарий и окончательная концепция дизайна для шоу переводятся в серию статичных рисунков, которые называются «раскадровка». Раскадровка похожа на комиксы, состоящие из квадратных панелей, которые рассказывают истории больше с помощью рисунков, чем с помощью слов. Художники-раскадровщики прорисовывают каждую сцену и размещают все их на большой доске, которая иногда занимает всю стену в помещении. В этой комнате сценаристы и художники встречаются с режиссером, чтобы представить действие на доске с раскадровкой.

Клиент, для которого делается реклама, также может присутствовать, чтобы знать, как будет выглядеть шоу, и иметь возможность предложить изменения. Раскадровки и такие встречи — одна из многих инноваций студии Уолта Диснея, возникшая в Золотую Эпоху Анимации, и использовали ее даже для производства игровых фильмов.

Фаза раскадровки наиболее важна для любого анимационного производства. Все изменения в сюжете должны быть определены и утверждены до того, как производство началось. Это дает уверенность в том, что ни деньги, ни время не будут потрачены впустую. Отдельные элементы раскадровки довольно маленькие, и изменения могут быть внесены быстро. Конечная цель раскадровки — создать визуальный план всего процесса.

Шаг 4: Запись звука и монтажные листы
Запись диалогаПока создаются персонажи и раскадровка, профессиональными актерами записываются диалоги. Часто есть строгая взаимосвязь между внешностью и голосом персонажа. Голос определенных актеров может вдохновить на создание внешности персонажа, или наоборот, актер «делает» голос, основанный на внешности. После нескольких попыток найти правильные модуляции голоса для каждой сцены, лучшее собирается вместе для создания окончательного саундтрека. Любые музыкальные номера в шоу также записываются на этом этапе. Саундтрек разбивается покадрово на монтажном листе, который служит своего рода дорожной картой для аниматора во время всего производства. Каждый звук и колебание ритма расписаны так, чтобы аниматор знал, какое положение рта соответствует какому кадру, или мог планировать движение для синхронизации с музыкой.

Шаг 5: Черновик
Рисунки раскадровки могут затем быть синхронизированы с саундтреком для создания черновика. Это самая ранняя версия фактического шоу и она обеспечивает план распределения времени в каждой сцене, движение камеры и редактирование. Черновик традиционно создается статичными рисунками, которые меняют в соответствии с саундтреком, но в последние годы появились новшества. Многие студии теперь украшают их статичные раскадровочные рисунки сканированием разных этапов движения, чтобы создать простейшее движение персонажа, что имитирует фактическую анимацию, которая будет создана позже. Студии также используют 3D анимационные программы, чтобы создать простые в низком разрешении версии сцен. Это дает возможность заранее увидеть, как будет выглядеть сцена. Различные углы камеры или движений могут применяться и меняться для достижения лучшего эффекта. Результаты грубые и цель их — быть проводником для аниматора, который должен четко представлять, как должен выглядеть каждый эпизод. Этот тип «двигающейся раскадровки» называется «аниматикой».

Шаг 6: Создание кукол и сцен
Коэл Кэмпбелл раскрашивает часть реквизитаПока делается раскадровка и записывается звук, утвержденный сюжет передается мастерам-художникам, которые переводят 2D наброски и рисунки в трехмерное измерение. Нужно построить сцены, а для этого аниматорам нужны готовые куклы. Часто миниатюрные версии макетов сцены делаются из картона или пенопласта, чтобы режиссер мог оценить их до постройки настоящего макета. Большинство stop-motion сцен построены на устойчивых деревянных платформах, чтобы предотвратить их нежелательное движение.

Если сцена должна быть достаточно большой, чтобы вместить несколько кукол в кадре, внутри самой сцены могут быть спрятаны люки — так, чтобы аниматор мог «войти» снизу и дотянуться до кукол. Все очень четко планируется в соответствии с предстоящим действием персонажей. Фоны могут быть нарисованы на огромном заднике, или съемка ведется на фоне зеленого экрана, а живое действие или созданный на компьютере фон могут быть подставлены позже.

Куклы создаются целой командой художников, работающих на разных этапах производства. Каркасы кукол и материалы создаются исходя из характера движений, которые кукла должна продемонстрировать. Решается, какие материалы дадут лучшую свободу движения аниматору, будет это пластилин или латекс. В основном на студиях делают куклы из латекса с металлической арматурой внутри, потому что это позволяет делать несколько копий одного персонажа. Это полезно, поскольку аниматоры «изнашивают» куклу. Также это дает возможность нескольким аниматорам работать с одними и теми же персонажами на разных сценах одновременно. Если дизайн проекта требует, чтобы все выглядело как пластилин, как в сериалах «Гамби» или «Земные блага», то могут быть сделаны формы для дублирования пластилиновых моделей. Часто одна часть куклы, которую нужно дублировать, может быть, лицо или рука, самая выразительная у персонажа. Их тела или другие части, которыми не будут манипулировать вообще, можно сделать из Sculpey или другого затвердевающего материала, чтобы весь персонаж выглядел как пластилиновый. Или может быть использован пенопласт, а пластилиновыми остаются только голова и руки.

Роб Роннинг раскрашивает куклу для «Острова чудовищ» 2004 г. MTV

Какие бы материалы ни использовались, процесс создания кукол включает процедуру сборочного конвейера, которая начинается с отделов каркасов и скульптуры. Каркасы собираются механиками на основе дизайна и требуемой свободы действий персонажа. Затем скульптор создает пластилиновую модель персонажа, которая будет идеально соответствовать каркасу. Отливается форма пластилиновой модели, каркас кладется внутрь и заполняется латексом. Кукла затем отправляется в следующий отдел для раскраски и примерки различных атрибутов вроде волос, шерсти или одежды.

Шаг 7: Съемка
С готовыми сценой и куклами камеры и лампы настраиваются для каждого эпизода. Аниматоры размещают кукол на сцене и оживляют их. Если время и бюджет позволяют, они проходят через серию тестов с куклами, просто двигая их в ключевых позициях сцены. Это позволяет аниматору обсудить кадр с режиссером, чтобы быть уверенным в том, что все идет, как им надо. Этот процесс завершается обычным показом, который называют «ежедневником», когда вся команда собирается для просмотра того, что было сделано накануне. Если снятое одобрено, аниматор может приступать к съемке настоящего эпизода, который будет использован в финальном шоу. Большинство stop-motion аниматоров в студийных условиях создадут лишь от трех до четырех секунд готового видео за день работы. К концу дня после работы с куклой, после часов под светом горячих ламп тело аниматора может сильно болеть. Обычным делом для больших проектов стало нанимать массажиста.

Главный аниматор Крис Кальви за роботой над «Островом чудовищ» 2004 г. для MTV

В зависимости от способа производства анимация может быть снята несколькими разными путями. Исторически большинство профессиональных съемок stop-motion было сделано на 16мм или 35 мм. пленку. Аниматор проверяет результат, глядя в видоискатель камеры и сопоставляя то, что он видит, с картинкой в своем воображении. Приспособление, названное «указатель» часто используется аниматором, чтобы «удерживать» линию движения. Указатель — это просто металлический прут на подставке, который устанавливается рядом с куклой, когда ее начинают снимать.

Указатель совмещен с определенной точкой на кукле. После того, как кукла перемещена, указатель указывает на ее предыдущее положение

Удаляя куклу от указателя на новую позицию, аниматор имеет ссылку на предыдущую и может соизмерять дистанцию, чтобы быть уверенным, что все делает правильно. До того как тяжелая работа закончена, и пленка отправлена в лабораторию для проявки, аниматор не имеет никакого представления, как выглядит результат, пока фильм не принесут обратно и не покажут на ежедневной встрече. Если сцена не удалась, ее придется полностью переделывать, что часто нарушает расписание и влияет на бюджет. Для каждого кадра требуется огромная концентрация, и вся команда должна быть очень осторожна, чтобы не испортить элементы сцены или оборудования. Одна маленькая ошибка, вроде как толкнуть камеру, выключить свет или сломать куклу, может разрушить часы напряженной работы, которая по сути — серъезный стресс.

У аниматора к концу рабочего дня может болеть все телоНе так давно технология изменила лицо stop-motion анимации, сделав ее менее непредсказуемой и более легкой в производстве. Одним из первых нововведений была установка видео-камеры рядом с кинокамерой, чтобы аниматор мог видеть кукол на ТВ-экране и не смотреть через видоискатель. Аниматор может делать пометки прямо на мониторе стирающимся маркером, чтобы контролировать линию движения.
Этот метод привел к появлению видео-устройства, которое получало картинку прямо из видоискателя пленочной камеры, что позволило аниматору видеть на мониторе в точности то, что записывает камера. Следующая помощь аниматорам пришла от системы захвата кадров. Она позволила им собирать кадры и объединять в сцену, над которой они в данный момент работали. Нажатием кнопки или поворотом переключателя они могли совмещать свои кадры, как и аниматоры в рисованной анимации.

В конце концов, компьютерные технологии и специальное программное обеспечение позволили сохранять несколько кадров и аниматор получил возможность смотреть свою анимацию, не дожидаясь, пока закончит ее целиком. Это изобретение позволило добиваться более четких и плавных движений персонажей.

Все эти новшества сегодня сочетаются с другими удобными инструментами в дюжинах компьютерных приложений, созданных специально для stop-motion анимации (о которых я буду говорить более детально в Главе 4 «Что вам потребуется»). Эти stop-motion приложения позволяют снимать в цифровом формате с высоким качеством на видео- или фото- камеру, сохранять все кадры в компьютере, и пленка тут не нужна. Фильм может быть позже переведен на пленку для показа в кинотеатрах. Способ, который используется для съемки анимации, зависит от того, для чего она делается, и иногда от бюджета.

рисование на экране монитора — один из способов планирования анимации

Шаг 8: Постпроизводство
Когда съемки всех эпизодов завершены, их составляют в необходимом порядке, и постепенно фильм принимает свой окончательный вид. Если каждый эпизод был создан с точным количеством кадров, которые указаны на монтажном листе, останется только слегка подредактировать. На этом этапе постпроизводства могут быть добавлены цифровые эффекты, если необходимо. В студии звукозаписи создаются звуковые эффекты. Сочиняется, записывается и редактируется фоновая музыка. Когда все эти процедуры завершены, финальное шоу закончено и готово для сбыта и распределения.

Возможности
Теперь, когда вы имеете представление о том, как проходит это производство, вы, может быть, спросите «как я могу получить работу аниматора?»

Во-первых, нет универсального способа ворваться в мир анимации. Каждый художник уникален. У всех у нас разная судьба и разный опыт, и они сделали нас теми, кто мы есть. У всех нас разные знания, вкусы и убеждения. Каждый человек, работающий в анимации сегодня, имеет разную историю, как он туда попал, даже если некоторые прошли через одни и те же этапы. Так что лучшее, что можно сделать, это оценить, какие из этих шагов наиболее важны. Сделать их, а потом уже смотреть, куда жизнь приведет вас. Часто всего лишь нужно оказаться в правильном месте в правильное время.

11Сегодня, возможно, существует наибольшее в истории количество студий, делающих stop-motion. Но в сравнении с 2D или CG производством их, можно сказать, несколько. Далеко не все студии имеют постоянный поток заказов. Некоторые не всегда имеют постоянное место под студию, а чаще арендуют, когда работают над проектом, а потом съезжают, когда заканчивают. Конкуренция все время растет, и многие stop-motion студии до сих пор чувствуют ущерб, причиненный CG-революцией. Многие студии не выдержали давления и добавили CG производство в свой репертуар, просто чтобы держать двери открытыми. Текущий бум компьютерных эффектов и анимации — причина, по которой stop-motion остается темной лошадкой анимационного сообщества. Многим stop-motion аниматорам пришлось переучиваться, просто чтобы сохранить карьеру и семьи обеспеченными. Плюс практическая реальность stop-motion — высокие цены, нехватка грамотных художников, которые хорошо знакомы с производством, и большие временные затраты на производство делают это очень трудным способом сделать карьеру. Многим аниматорам повезло сделать достаточно плодотворную карьеру, занимаясь stop-motion профессионально, но для многих это просто хобби или независимое производство фильмов. Они как супергерои, которые днем работают, скрывая свою настоящую сущность, а по ночам снимают мультфильмы. История показала нам, что индустрия анимации в целом, которая включает 2D и CG, проходит через спады и подъемы, как любой другой бизнес. В какой-то момент все уже, похоже, наняты, а затем несколько месяцев спустя студии закрываются, производство сворачивают и работники увольняются. Большинство работы основано на контрактах, так что если студия нанимает вас на проект, ваше трудоустройство продлится, пока работает проект и, если, конечно, студия не возьмет вас сразу же на новый проект, вы отправляетесь искать работу. Работа в анимации похожа на цыганский образ жизни — туда-обратно между разными студиями, городами, и даже странами. Вы никогда не знаете, где окажетесь, все постоянно меняется. Так что во многом непредсказуемость индустрии может быть замечательной, и это прекрасная область для вас, если вы любите путешествовать, но отсутствие ощущения, что у вас есть постоянная работа, может очень сильно напрягать. Несмотря на циклическую натуру производства, до сих пор есть невероятный спрос на художников и аниматоров, особенно с массовым ростом выпуска большого количества видео-игр, видео-эффектов и компьютерной анимации художественных фильмов. Видео-игры загребают миллиарды долларов каждый год, и фильмы не сравнимы с ними. Сейчас мы в одном из таких всплесков в индустрии, и stop-motion будет продолжать как часть большого спроса на анимированный контент.

Рисование — лучший способ понять основные принципы анимации

С конкуренцией, как она есть, любой, кто хочет работать профессионально, как аниматор, должен иметь в запасе какое-то формальное искусство или пройти обучение на аниматора. Я часто люблю описывать процесс обучения анимации как становление Джедая. Вам нужно найти возможность поучиться у мастера, который знает ремесло и может направлять вас. Иногда вы должны «переучиваться», чтобы работать в других формах искусства, и набираться терпения, необходимого, чтобы закончить сцену, что требует самодисциплины. До того как появились сегодняшние сотни анимационных школ, аниматоры в основном нанимались студиями на основе их художественных способностей и затем их учили для выполнения определенной работы. Теперь, поскольку студий гораздо больше, и больше художников хочет туда попасть, это происходит реже. Становится более важным найти специализированную программу на полный день или наставника, который будет учить вас ремеслу и бизнесу анимации.

Конкретно для stop-motion не так уж много возможностей в области обучения. Некоторые арт-колледжи выделяют время для stop-motion, имеют сцены и камеры, и предлагают семинары или курсы на неполный день, посвященные искусству создания кукол или анимации в целом. Как бы то ни было, очень трудно найти полноценное обучение stop-motion в течение всего дня, а те, что существуют, больше экспериментальны по своей природе или граничат с самообразованием. Проблему места и оборудования имеют большинство школ, особенно если сравнивать с предложениями специальных программ по 2D или CG — анимации. Намного проще заполнить мастерскую двадцатью столами для рисования, чем установить такое же количество индивидуальных сцен, каждую со своей камерой и набором для освещения.

Stop-motion — это очень индивидуалистическое ремесло, требующее самообучения в первую очередь, и способ, которым ему обучают в школах, лишь отражает этот факт. Главные секреты ремесла можно постичь только методом проб и ошибок, через практику, неважно, где вы практикуетесь, в школе или в домашней студии. Если ваша школа может обеспечить вам место и оборудование для создания студенческих проектов, а также хороших инструкторов для вашего обучения — это редкий и замечательный старт. Лучше всего сочетать свое обучение с другими предметами, потому что stop-motion — это комбинация различных знаний.

рисование помогает понять форму человека в движении

Если вы хотите получить формальное образование с намерением применять все это в stop-motion, я бы рекомендовал изучить 2D анимацию, рисование, скульптуру, кинопроизводство и его теорию, фотографию, историю искусства, актерское мастерство и компьютерную графику. 2D анимация — один из самых легких и быстрых способов изучить принципы анимации, потому что в вашем распоряжении есть только карандаш и бумага, место и время. Изучение принципов анимации на компьютере ставит технический барьер между вами и анимацией, так как вы должны изучить программы. Сидя и рисуя анимацию своими руками вы можете развивать чувство объема и времени, а также легко устранять ошибки, меняя местами или добавляя рисунки.

Умение анимировать в 2D — большое преимущество для stop-motion аниматора. Для моего студенческого проекта «Плохие новости» я снял всю мою сцену диалога в грубом 2D, то есть я проработал все позы и выражения лица заранее. Затем я просто просматривал мои наброски пока анимировал куклу, делая ее соответствующей тому, что нарисовал до этого.

Изучение 2D анимации однозначно подразумевает умение рисовать, и это всегда полезные знания, особенно для студийной работы. Stop-motion процесс сам по себе может не включать никаких рисунков, но на подготовительных этапах они очень полезны. Плюс в студии если вы общаетесь с режиссером об идее и концепции, зная как выразить вашу идею простыми набросками, ваша идея будет воспринята гораздо лучше. Рисование — основной метод общения там, и это всегда первое, что работодатели студии желают увидеть. Живые рисунки (объектов, ландшафтов или людей из ближайшего окружения) — это основные навыки, которые каждый аниматор должен иметь и развивать. Рисование человеческой фигуры позволяет вам анализировать движение, анатомию, позы и как разработать тело под определенного вида движение. Чем лучше вы понимаете реальную жизнь, тем более правдоподобны ваши персонажи. Знание анатомии и того, как движется тело, помогут вам, когда вы будете делать и снимать вашу куклу.

Навыкам скульптуры также очевидно необходимо уделить внимание, потому что так вы учитесь воспроизводить анатомию в трех измерениях. В классе скульптуры вы можете научиться снимать форму, что потом можете применить в процессе создании куклы. Если вы хотите создать детально разработанных кукол и сцены, вам стоит взять курсы по деревообработке, обращению с металлом и механике.

Другие упомянутые знания тоже важны, поскольку имеют отношение к stop-motion. Производство фильма и фотография дадут вам представление об операциях с камерой: как правильно настроить фокус, загрузить пленку, сделать зум и двигающийся кадр и т.п. Вы также узнаете, как правильно осветить сцену в разных условиях и для создания разного настроения. Производство фильма научит вас, как писать, планировать, снимать и редактировать фильм в команде, что очень важно. Курсы по теории съемок научат вас, как разные режиссеры в разных фильмах и жанрах приближались к зрителю на эмоциональном уровне, кстати, используя язык кинематографа: освещение, редактирование, музыку, и монтаж. Изучая и анализируя фильмы, вы поймете, что есть нечто большее, чем просто двигающиеся по экрану картинки, и эти знания вдохновят вас на создание собственных проектов. Изучение истории искусства выгодно по тем же причинам, поскольку расширяет ваши знания техник, стилей, и стимулирует примерами художников прошлого.

Актерское мастерство дает другие важные знания, если вы хотите работать в анимации. Сущность анимации в создании представления с вашими персонажами, и вы должны заставить аудиторию поверить, что ваши персонажи живут сами по себе. Ваши персонажи должны быть способны на выражение широкого спектра эмоций языком тела, на мимику и речь. Каждый аниматор — актер, который создает представление через своих персонажей. Аниматоров иногда называют «стеснительными актерами», которые скорее дадут возможность их анимации играть, чем станут сами. Аниматоры, которых я знаю, из тех, что создали самые скандальные работы, часто интроверты в жизни. Они никогда не поведут себя глупо или неистово, но их персонажи делают самые сумасшедшие вещи, и вы удивляетесь, откуда все это берется! Но если вы хотите моментально «сломать свою скорлупу», курсы актерского мастерства помогут вам понять, как должно двигаться тело, и как актер в реальном времени превращается в другого человека.

Ну и в наши дни становится все более важным иметь хорошее знание компьютерной графики или компьютерной анимации. Компьютеры, несмотря на все их срывы и падения жестких дисков — причина, по которой stop-motion расцвел, благодаря продвижению специального программного обеспечения, так что для аниматора очень важно подружиться с виртуальным миром. Для редактирования, наложения эффектов и постпроизводства в целом самые распространенные программы это Photoshop, After Effects, Shake, Combustion, Flame, Premiere и Final Cut Pro. Популярные пакеты для компьютерной анимации включают Maya, 3ds Max, Lightwave и SOFTIMAGE XSI. Главное помнить, что компьютер — это просто инструмент, работа которого зависит от знаний пользователя. В королевстве CG анимации лучшие аниматоры обычно те, кто сначала выучились 2D или stop-motion способам. В то время как технологии компьютерной анимации стремительно меняются, принципы правдоподобного движения и игры — нет. Остальные столпы — теория цвета, анатомия, талант рассказчика, и дизайн — никогда не менялись. Только методы, через которые эти принципы использованы, будут продолжать меняться и расти в будущем. Так что важно уметь адаптировать технологию будущего, имея опыт прошлого в основах анимации.

Другое большое преимущество посещения школы и изучения всего, что связано с анимацией — это возможность встретить других студентов, у которых те же интересы, та же страсть, что и у вас. Общение с вашими сокурсниками — самый важный ресурс вашей карьеры, так как они, может быть, и будут теми, кто однажды наймет вас на работу. Когда ищут кого-то для увеличения команды, большинство студий, перед тем как дать объявление о работе, вспоминают внутренние знакомства. Спрашивают людей, которые уже работали с ними, знают ли они кого-нибудь, кого можно порекомендовать в команду. Что вам следует знать об индустрии прямо сейчас — это то, что все друг друга знают по работе на студии или обучению. Так что это важно — установить хорошую репутацию, пока вы учитесь в школе, потому что вам нужны люди, которые смогут однажды порекомендовать вас как кого-то, кто не только талантлив, но также способен работать в команде. Есть множество художников, которые не могут продвинуться в карьере, потому что никто не может порекомендовать их, несмотря на их талант. Наживете врагов в творческой среде, и это будет преследовать вас всю оставшуюся жизнь, так что играйте по-честному!

Анимаркет на международном фестивале анимации в Оттаве

Самый лучший путь продвинуться — это Интернет. Ищите людей, которые дают работу, о которой вы мечтаете, и вступайте с ними в переписку. Спрашивайте их, как они начинали, попросите оценить вашу собственную работу, но имейте в виду, что эти люди часто очень заняты, так что уважайте их время — не будьте чересчур навязчивы. Если вы начинаете интересоваться каким-то предметом и начинаете с этим экспериментировать, жизнь поставит нужных людей на вашем пути, чтобы дать вам совет или в идеале — работу. Другой способ найти людей, которые делают stop-motion, — искать организации, события и веб-сайты. Нет официальных клубов или организаций, но индустрия анимации имеет ASIFA (International Animated Film Association), Women in Animation, и много других организаций для связи с аниматорами, некоторые из которых — профессионалы в stop-motion.

ACM SIGGRAPH (Association for Computing Machinery’s Special Interest Group on Graphics and Interactive Techniques) — ежегодное событие в США, в основном посвящено компьютерной графике, но там представляют многие школы и студии, и это хороший способ встретить людей из индустрии. Также полезно посещать фестивали, большинство которых имеют категорию «анимация». Часто там выступают сами аниматоры и общаются с публикой. Есть даже фестивали, посвященные исключительно анимации: студии и независимые аниматоры собираются смотреть фильмы, посещать семинары, предлагают мастерклассы и вечеринки! Есть три самых больших фестиваля анимации Zagreb, Annecy и Ottawa, и много других поменьше по всему миру.

Самый большой и самый лучший онлайн-ресурс индустрии — это Animation World Network (www.awn.com). Там вы найдете статьи, объявления о работе, обучении, данные о студиях и многих других ресурсах, что позволит вам держать руку на пульсе. Специально для stop-motion есть веб-сайт Энтони Скотта www.stopmotionanimation.com, где вы найдете онлайн-сообщество для новичков и профессионалов с возможностью делиться идеями на форуме, который охватывает все сферы искусства stop-motion. Также там есть длинный список ссылок практически на все stop-motion сайты в Сети. Интернет быстро становится своеобразной витриной для stop-motion и сплоченной группы увлеченных им художников. Вы найдете больше деталей о фестивалях и Интернете в главе 15 «Распространение».

Со всеми этими ресурсами в распоряжении вам останется только запачкать руки и начать съемки. Делайте свою собственную stop-motion анимацию и проходите через пробы и ошибки. Так вы скоро поймете — хобби это для вас, или стоит превратить это в профессию. Когда вы выучитесь искусству в школе или самостоятельно, вы сможете сделать демо-ролик или короткий мультфильм, показать его на фестивале или в Интернете, и посмотреть, что из этого выйдет. Возможности есть и они все время меняются. Так что, если вы до сих пор в игре, начнем…