Stop-motion в полнометражном формате

Когда Уолт Дисней заявил о намерении снимать свой первый полнометражный мультфильм «Белоснежка и Семь Гномов», затея в Голливуде была названа «глупостью», потому что никто не верил, что зрители могут смотреть мультипликацию так долго. Феноменальный успех картины доказал, что это возможно. Stop-motion методу потребовалось гораздо больше времени на достижение такого же успеха в полнометражном формате. В Америке эту технику использовали в основном для коротких сцен или создания специальных эффектов в художественных фильмах, таких как картины Хэррихаузена или, например, фильм-концерт «Дети-змеи» (1979) Фрэнка Заппы с необычной пластилиновой анимацией Брюса Бикфорда. Техника stop-motion поражала зрителей в таких коротких сценах, но сделать фильм, способный удержать внимание аудитории в течение 75 — 90 минут экранного времени, казалось невыполнимым и рискованным предприятием. Кроме того, благодаря специфике stop-motion метода, требующего большого количества времени для съемки, полнометражный фильм в такой технике был исторической редкостью в сравнении с большим количеством короткометражных фильмов, снятых в прошлом веке.

achmed

Первым полнометражным мультфильмом в мире считается фильм немецкого аниматора Лотте Ринджера «Приключения принца Ахмеда» 1926-го года (см. иллюстрацию 1.29). Фильм был целиком создан с использованием контурных фигурок, и являлся «покадровым» воплощением традиционного кукольного театра теней. Производство фильма заняло три года.

Вскоре после этого Ладислав Старевич создал первый полнометражный кукольный фильм, «Лисий хвост», который был выпущен во Франции в 1941-м году. Годами позже, Иржи Трнка сделал несколько полнометражных stop-motion фильмов – «Соловей Императора» и «Сон в летнюю ночь», которые показывали несколько раз в Соединенных Штатах и в Европе. Версия «Алисы в Стране Чудес», сочетающая stop-motion и «живое» действие, была создана аниматором Луи Бунин в 1948, но версия Диснея затмила ее, и фильм с годами получил культовый статус. Первым американским полнометражным stop-motion фильмом был «Хансель и Гретель: Оперная Фантазия», поставленный Джоном Полем и Майклом Майбургом в 1954-м году. Партитура фильма, основанная на опере 1892-го года, была номинирована на Грэмми и использовалась в нескольких театральных постановках в течение многих лет после выхода картины. В дополнение к их популярному телевизионному сериалу Rankin-Bass сделали несколько полнометражных фильмов в технике stop-motion Animagic, начав с «Вилли Мак Бин и Его Волшебная Машина» в 1965, и продолжили «Безумной вечеринкой чудовищ» в 1967, «Рудольфом» и «Рождеством Фрости» в июле 1979-го. В 80-х пластилиновую анимацию можно было увидеть в «Пого для президента» (1980-й; основан на известном комиксе Уолта Келли), и «Приключении Марка Твена» Вила Винтона (1985). Винтон также использовал пластилин для сцен «Демона Скорости» в художественном фильме Майкла Джексона «Лунная походка» (1988 г.).

В 1983-м, британская студия Cosgrove Hall сделала кукольную версию «Ветра в ивах» и Джордж Лукас выпустил фильм «Дважды много лет назад», созданный в технике «Lumage». В этом методе использовали плоские фигуры, которые подсвечивались снизу, что делало их полупрозрачными. Результатом была графическая видимость 2D анимации, хотя выполнено все было в stop-motion и технике замещения. Как и большинство этих первых полнометражных stop-motion фильмов, «Дважды много лет назад» не был хорошо разрекламирован, чтобы привлечь публику. Многие из них демонстрировались на заре кабельного телевидения и стали весьма популярны среди поклонников анимации. Сегодня большинство из них – это потерянные сокровища, ожидающие своего выхода на ДВД.

henry-selickЭто был повортоный момент в истории stop-motion в начале 80-ых, когда аниматоры Диснея Тим Бертон и Генри Селик подружились, работая над созданием «Лисы и гончей». В 1982-м году у Бертона появилась возможность снять короткий stop-motion фильм «Винсент». Завершая фильм, он сделал несколько эскизов для поэмы, названной «Кошмар перед Рождеством». Тем временем Селик уехал в Сан-Франциско, чтобы работать над stop-motion рекламой и собственными короткими фильмами. Тим Бертон оставил Дисней и быстро стал успешным режиссером художественных фильмов, начав с «Большого Приключения Маленького Рэя» и «Битлджюса» — в обоих фильмах имеются великолепные stop-motion спецэффекты. С наступлением 90-х в индустрии началось возрождение полнометражной анимации, частично вдохновленное Джеффри Катценбергом с его потрясающе успешными «Кто подставил кролика Роджера», «Русалочкой» и «Красавицей и Чудовищем». Самое время было Бертону и Селику объединить силы и обратиться к Диснею, которому все еще принадлежали права на поэму Бертона и общий концепт «Кошмара Перед Рождеством». В 1990-м началось превращение фантазий Бертона в полнометражный, первый в своем роде, и предназначенный для мирового проката stop-motion фильм с большим бюджетом. Блестяще выполненный, фильм имел успех в 1993-м и с годами становится только популярнее. «Кошмар» — один из самых существенных фильмов в истории stop-motion мультипликации, учитывая тот факт, что появился он как раз в то время, когда ценность stop-motion метода для создания спецэффектов в кино была поставлена под сомнение. Фильм демонстрировал сюрреализм и очарование классической кукольной анимации Старевича и Трнки, а также использовал технику замещения Джорджа Пала при создании мимики некоторых персонажей. Картина совместила в себе элементы старых фильмов с ностальгическими поклонами праздничным выпускам Rankin-Bass и продемонстрировала более высокий технической уровень и мастерство авторов, которые все время создавали что-нибудь новое.

nightmare-before-christmas1

Успех «Кошмара» привел режиссера Генри Селика к созданию следующего полнометражного фильма в 1996-м «Джеймс и гигантский персик», в котором также были «живое» действие, CG и контурная анимация. Теперь, имея в запасе два фильма для детей, Селик приступил к проекту более мрачному и ориентированному скорее на взрослых. Это был фильм, основанный на графической повести «Черный город». Он претерпел множество изменений, пока не был наконец выпущен в 2001 году под названием «Обезьянья кость». В основном это был игровой фильм, но в нем был stop-motion персонаж – обезьяна, а также другие необычные «кукольные» эффекты. Фильм не был особенно успешен в смысле кассовых сборов, но дал второе дыхание анимации, и ее стали чаще использовать в игровых фильмах наравне с настоящими актерами. Позже, Селик создавал stop-motion эффекты для художественных фильмов типа «Водная жизнь со Стиви Зизау», а также объединил усилия с Laika Entertainment, чтобы продолжать создание фильмов в CG и stop-motion.

В 1993-м в Великобритании вышел еще один stop-motion полнометражный фильм «Секретные приключения Мальчика с пальчика». Режиссером был Дэйв Борсвик. Он совместил кукол с настоящими актерами, чтобы рассказать на экране мрачную историю в стиле Сванкмайера и братьев Квэй. Был выпущен полнометражный фильм о Гамби и русский «Чудотворец», повествующий об Иисусе Христе с использованием очень реалистичных кукол. Оскароносный «Уоллес и Громит» Ника Парка также привлек внимание публики во всем мире и привел к долгосрочному сотрудничеству студий DreamWorks и Aardman. DreamWorks, основанная Джэффри Катценбергом, Стивеном Спилбергом и Давидом Геффеном, рискнула сделать ставку на анимацию, начала с «Муравья Антца» и «Принца Египта», и желала двигаться в направлении stop-motion. Первым результатом их сотрудничества стал полнометражный «Побег из курятника» 2000-го года. Режиссерами выступили Ник парк и Питер Лорд. Фильм стал одним из примечательных событий года и поднял пластилиновую анимацию на новые высоты, прежде не достижимые на большом экране. Команда DreamWorks/Aardman продолжила подготовку к новым фильмам. Идея полнометражного фильма об «Уолласе и Громите» всегда была частью их долгосрочного контракта, так что она и стала следующим их проектом, поступившим в производство. В то же самое время Тим Бертон приступил к съемкам мультфильма, основанного на русской сказке, под названием «Труп невесты». Началось производство еще одного полнометражного stop-motion проекта. Вскоре после начала съемок, было принято решение снимать фильм сразу в цифровом формате, и «Труп невесты» стал первым stop-motion полнометражным фильмом в истории, сделанным без использования пленки. Оба фильма прославились тем, что все детали держались в строгом секрете производителями, оба были сняты в Великобритании. В конце концов, после нескольких лет ожиданий осенью 2005-го года «Труп невесты» и «Уоллес и Громит: проклятие кролика-оборотня» были выпущены на экраны с разницей в несколько недель. Оба были номинированы на Оскар в категории «Лучший полнометражный мультфильм», и «Уоллес и Громит» снова увезли статуэтку домой. Это было значительное событие в истории полнометражных stop-motion фильмов. Оба фильма демонстрируют потрясающую анимацию, которая подняла планку на совершенно новый уровень технического развития в этом виде искусства. Фильмы также имеют значение, как сочетающие классическую stop-motion анимацию с цифровыми технологиями. Что значит этот успех для жанра stop-motion сегодня и в будущем? Время покажет… История этого прекрасного вида искусства обширна и разнообразна. Сотни талантливых художников, внесших свой вклад в его развитие, я, к сожалению, не упомянул здесь. Есть также работы, которые утеряны или забыты, но они ждут своего открытия. В этом смысле история stop-motion никогда не превращается в антиквариат, но постоянно открывается заново теми, кто смеет смотреть назад в надежде найти вдохновение для будущего. В сравнении с остальными видами искусства мы только начинаем, и впереди еще долгий путь.