Домовенок Кузя – духовность против качества

Пятница, 22.01.2016

 

Домовенок Кузя - жертва советских мультипликаторовСтоп моушен, на мой взгляд, умирающий вид искусства. Домовенок Кузя, Крокодил Гена, Удав, Мартышка и Слоненок — у нас это называлось кукольная мультипликация. Сейчас не называется никак — все рисуют на компьютерах. Однако, когда я вспоминаю о лучших советских мультфильмах, всегда рано или поздно возникает вопрос: что же все-таки лучше: толково сделанное чудовище с дорогим металлическим скелетом внутри и рельефной мускулатурой снаружи, над созданием которого работали хорошо оплачиваемые и грамотно обученные художники, модельеры, дизайнеры и костюмеры или добрый энергичный мешок, тупо и без затей набитый соломой? Вот тот же «Чебурашка» снят просто ужасно, но круть же неземная! Тут, очевидно, каждый решает для себя сам. «Небо синее, вода мокрая», — как любил говаривать Брюс Уиллис перед убийством очередного негодяя. Все просто. Правда, американский зритель явно лишен возможности выбирать. Вряд ли они слышали хоть что-нибудь о таких мультфильмах как «Тяп-ляп маляры», «Домовенок Кузя», или «38 попугаев». Я в этом смысле ощущаю некоторое преимущество: я сам решу, что и на каком языке показывать своим детям — «Чебурашку» или «Chicken Run».

Советские кукольные мультипликаторы в свое время совершенно очевидно выбрали самый легкий путь: предпочтение было отдано смысловой нагруженности. Рубашка, заполненная поролоном, кое-как двигается и разговаривает — этого достаточно, давайте послушаем, что именно и как она говорит. Да, мы не умеем делать качественно, не учились, не развивались. Зато у нас красивые души и серьезные мысли. Мы Борхеса читали. Мы творцы, а они там — ремесленники.

Профессиональный металлический скелет для мультипликационной куклыДля проектов вроде «Nightmare before Christmas» создавались эксклюзивные металлические скелеты, позволяющие идеально четко фиксировать каждое положение конечности, а в отдельных случаях и лицевых мышц (!) куклы, что в конечном итоге приводит к невероятной плавности ее движений и мимики. (В мультфильме Corpse Bride, например, мертвая невеста демонстрирует «фирменную» ухмылку супруги режиссера Хелены Бонахем Картер) Советские же мастера явно ограничивались использованием обычной проволоки, получая на выходе качество, сравнимое разве что… да ни с чем не сравнимое! Просто дерьмовое качество. Дерганую картинку, резкие неестественные движения. Но даже проволоку они наверняка не покупали. В нашей стране и сейчас покупать проволоку нет никакой нужды, она валяется повсюду. Поэтому, когда на американских специализированных сайтах я читал объявления о продаже алюминиевой проволоки для кукол, то ощущал разницу между нашими культурами особенно резко. Тот мир даже проволоку использует специальную. Ее намеренно отжигают, чтобы она стала мягкой и не ломкой. Таким образом, аниматор имеет возможность продлить жизнь своей простой кукле. Вряд ли наши художники советского периода хотя бы слышали о таких вещах.

Интеллигентная мартышка— Слышь ты, урод, — говорит мне кто-то из выживших в 90-е советских аниматоров, возмущенно шурша вчерашней газетой. — А ты, блядь, знаешь, на какие средства мы существовали вообще, на хуй? В каких условиях приходилось творить? Ты, сука, представляешь, что такое бюджет государственного предприятия вообще, козел?
— Оправдание, как дырка в заднице: у каждого есть и то и другое, — хлестко отвечаю я фразой из фильма «Взвод», бросаю в бородача в штопаном свитере кусок ржавой арматуры и продолжаю рассуждать об искусстве и природе творчества.

Так вот. Никто не предлагает сделать выбор в пользу качественно передвигающихся по экрану монстров Тима Бертона, а «Бегемот и солнце» предать забвению. Хотя справедливости ради надо отметить, что для того чтобы признать последний мультик хотя бы «угарным», надо как минимум повзрослеть (обязательно посмотрите ролик, это истерика!). В целом дети не очень-то любили наши кукольные мультфильмы, а ждали рисованных. Это факт. Великий Нехочуха рулит!

Череп с функцией регулировки степени натяжения лицевых "мышц"Чтобы грамотно завершить эссе осталось только порассуждать о возможности соединить качество и смысл. Самым качественно выполненным на сегодняшний день stopmotionanimation-мультфильмом без сомнения остается Corpse Bride, но идея… Не хочу забегать вперед, могу лишь выразить уверенность в том, что рано или поздно мое любимейшее из искусств послужит правильному делу: будет снят достойный широкомасштабный мультфильм. В нем будет все: юмор, трагедия, пронзительная несчастная любовь, много доброго стеба, экзистенциональное самопознание главного персонажа, спецэффекты, сражение разных сил в чистом поле и падение метеорита на Тадж Махал. Рано или поздно такое снимут. Угадайте, в какой стране?

Про Домовенка Кузю все серии подряд

Комментарии

 
  1. ovan отправлено № 1

    а бегемотик то с солнышком мультик не просто «угарный», он скорее о том что, будучи единоличным владельцем чего либо, даже если разделить это владение с остальными (т.е. условно выпустить акции), ничо не выйдет. пока каждый думает что он имеет право лично владеть частью чего то, что может принадлежать только народу целиком(всем) — ничего не выйдет. есть то, что не может быть личным или даже обобществлённым в рамках какой то группы людей, а не в рамках государства.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *