Владислав Старевич и его личный Микрокосмос

Воскресенье, 13.12.2015

 

starevichРусские, не без оснований считая его основоположником объемно-мультипликационного кино, то есть кукольной мультипликации, или того, что называется заграницей стоп моушен (stop motion), называют Старевича своим соотечественником. В статьях на английском о его славянском происхождении часто умалчивается. Ну, или он максимум поляк. Западная культура хочет считать его частью себя. И это понятно, ведь он был первым. Как Гагарин.

Итак, извращенец и патологоанатом, энтомолог и затейник, человек, стоявший у самых что ни на есть истоков, вивисектор по жизни и пионер искусства, оживившего неживое — Владислав Старевич. Аплодисменты. Что? Вы никогда не слышали о нем? Вам вообще все равно? Не могу поверить. Вам не интересен человек, начавший снимать кукольные мультфильмы еще до революции? Не интересен человек, превращавший настоящих мертвых жуков в кукол и заставлявший их двигаться перед камерой? Мистика. Что вам вообще интересно? О чем вы вообще себе думаете? Что купить, HANKOOK или BRIDGESTOUNE? Идите в жопу, я вас ненавижу!

Первая его картина, которая называлась «Прекрасная Люканида, или война усачей с рогачами» произвела настоящий фурор. В этой картине все роли исполняли жуки. Сначала все думали, что жуки настоящие, отменно дрессированные, но оказалось, что это куклы, причем сделанные так мастерски, что их не отличишь от настоящих насекомых. Неудивительно, неутомимый аниматор умудрялся вставлять проволоку в мертвых насекомых.

старевичФигура Старевича была окутана тайной. Он вел уединенную жизнь в доме-студии, что порождало мифы вокруг его имени. Часто приводятся слова киноведа Александра Арну «Нет, не поеду я к Старевичу… Не хочу, чтобы он превратил меня в камень или напустил своих гномов, духов, домовых, своих ужасных мух и драконов со сверкающими бриллиантами глаз…» Сам же Старевич на все разговоры о «тайнах» неизменно отвечал: «Секрета особого здесь нет. Это все труд. Большой кропотливый труд. Все это создано по кадрику, только очень тщательно».

Здесь, кстати, стоит дать определение покадровой анимации. Тем, кто не знает: кладете на стол вашу «мыльницу», напротив ставите непрозрачную рюмку с водкой. Рядом кладете заряженный револьвер, только так, чтобы он не попадал в кадр. Делаете снимок рюмки и немного передвигаете ее слева направо. Убираете руки и делаете еще один снимок. Снова двигаете рюмку слева направо, снова делаете снимок. И так минимум двадцать четыре раза. Если хватило терпения, то на выходе вы получите ровно одну секунду готового видео. Выпиваете водку и загоняете ваши jpeg-и в какой-нибудь бодрый видео-редактор. Он лепит все это дело в кучу. Вы увидите, как рюмка сама перемещается по столу слева направо. Теперь представьте, сколько надо проделать работы, если вы хотите снять полнометражный мультфильм минут на пятьдесят с участием одной только рюмки и стола. Без кукол, без специальных скелетов, без хитрого освещения, без тележки Долли для движения камеры, без костюмов и декораций и без всего остального прочего. 72000 кадров точно выверенного движения, если я не ошибся в расчетах.

старевичВот этот геморрой и придумал Старевич. Его фильмография насчитывает 44 мультфильма, 2 научно-популярных фильма и 28 игровых. А еще он подарил миру такое понятие как «спецэффекты». «Для «Ночи перед Рождеством» Старевич придумал невиданное: черт похищал месяц с неба, кузнец Вакула летал по воздуху, черт уменьшался до микроскопических размеров и забирался Вакуле в карман…» Первым же он совместил в своем фильме кукол и людей — это было уникальное решение для того времени.

Обратите внимание на плавность движений в его мультфильмах. Есть явные анатомические огрехи, но как человек, собственноручно двигавший кукол перед фотоаппаратом, могу с уверенностью сказать, что добиться такого качества невероятно тяжело. Ни один (!!!) советский мультипликатор даже близко не приблизился к его уровню.

Февральскую революцию Старевич принял с энтузиазмом, но вскоре изменил свое отношение. Сначала его студия переехала в Ялту, а позже пришлось Россию оставить навсегда. Умер энтузиаст в бедности в 1965 году в возрасте восьмидесяти лет. Учеников у него никогда не было, уникальную коллекцию кукол сохранить не удалось. Остались только родственники: внучки, мужья внучек, дети внучек, супруги детей внучек. Судьба их незавидна: быть родственником великого человека, о котором никто ничего не знает и не помнит. Один из сохранившихся «мультфильмов» Старевича:

Видео по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *