Stop-Motion на домашнем экране

022Еще до триумфа телевидения в США существовал не очень известный метод просмотра фильмов в комфорте собственного дома. В 1920-х и 30-х годах голливудская студия Kinex сделала для компании Kodak Cinegraph серию stop-motion короткометражек. Эти фильмы распространяли не среди кинотеатров, а в фотомагазинах, где клиенты могли их купить или взять напрокат на 16-миллиметровой пленке для домашних проекторов, вроде как в видео-прокатах сегодня. В создании некоторых из этих эксцентричных фильмов участвовали известные артисты, такие как Джон Бартон или Оливер Голднер.

Со временем телевизор стал обычным явлением в каждом доме, а 1950-е были золотой эрой телевидения. Анимационные фильмы начали показывать еще во время войны, и дешевое производство новых мультфильмов с простой анимацией стало популярным. Stop-motion производство, все еще редкое и несравнимое по качеству с 2D, также сделало ставку на массовую культуру. До того как stop-motion куклы стали заметными на американском телевидении, существовало широкое разнообразие их близких родственников. Ручные куклы и марионетки Била Бэйрдома и Бура Тиллстрома прошли путь от живых выступлений до телевидения. Создатель Маппет Джим Хенсон также начал в 1950-х с телевизионного сериала «Сэм и его приятели». Затем было «Худи-Дуди Шоу» — популярная детская программа, а в 1956-м появилась первая stop-motion телезвезда -Гамби.

один из кукольных мультфильмов Kinex Studios

один из кукольных мультфильмов Kinex Studios

Гамби появился впервые в экспериментальной короткометражке Арта Клокея в 1955-м году и звали его тогда Гумбасия, а представлял он собой кусок пластилина, танцующий под джаз. Фильм был показан продюсером 20th Century Fox Сэмом Энджелом, который нанял Клокея для создания телевизионных stop-motion выпусков. Гамби, его верная лошадка Поки и все остальные герои мультфильма стали семейными персонажами, когда вышел полноценный сериал, который с успехом демонстрировался по всему миру и в 60-х. Это первый случай, когда пластилин как способ для stop-motion был использован в создании поп-иконы. Создатели студии, основанной как Clokey Productions, в 1959-м году получили предложение от Лютеранской Церкви создать шоу, которое могло бы иметь религиозную ценность для детей, и результатом было появление сериала «Давид и Голиаф» о мальчике и его собаке. В этом шоу использовались куклы, отлитые в форме и одетые в настоящую одежду, а стиль мультфильма был больше похож на европейский, за тем исключением, что тут было больше диалогов. В диалогах использовались рты из клейкой бумаги, которые меняли для каждого кадра — один из методов недорогой анимации для ТВ, он до сих пор используется в цифровом формате (в «Саут Парке», например!)

Гамби и «Давид и Голиаф» постепенно теряли популярность и в итоге приобрели культовый статус к началу 80-х, но у каждого было и второе рождение. «Новые приключения Гамби» вернули пластилиновую икону назад в 1987-м, и это была первая съемка для многих аниматоров, которые позже работали над «Кошмаром перед Рождеством», включая Энтони Скота, который также трудился над возвращением «Давида и Голиафа» в 2004-м году.

Артур Ранкин и Жуль Басс младший

Артур Ранкин и Жуль Басс младший

На заре существования Clokey Productions появилась другая американская студия, которая успешно продавала stop-motion на телевидение. Это была студия Rankin-Bass, основанная Артуром Ранкином младшим и Жулем Басс. Все началось как рекламная кампания с сотрудничества с японской анимационной студией. В итоге в 1960-м вышел сериал «Новые приключения Пиноккио», сделанный, говоря на их слэнге, в stop-motion методе «animagic». Некоторый успех их первых серий дал им возможность нанять 100 аниматоров на 18 месяцев для создания телевизионного «Рудольф — северный олень», которого впервые показали на NBC в 1964. Рудольф стал самым длинным из праздничных выпусков в истории stop-motion, повторяющимся каждое Рождество и ставшим прекрасной праздничной традицией.

В 60-е и 70-е выходило больше аnimagic-выпусков, часто на праздничную тематику, такие как «Санта Клаус идет в город», «А вот и Питер-кролик» и «Яркий Новый Год Рудольфа». После этого Rankin-Bass плавно перешла к 2D производству, но их stop-motion сериалы до сих пор популярны и оказали серьезное влияние на сам метод. Сам факт, что анимация создавалась в Японии, делает их продукцию уникальным межкультурным феноменом. В то время как сценарий и дизайн были созданы в Америке, стиль анимации очень японский, это видно по движениям персонажей и выражению эмоций в стиле пантомимы с ограниченным движением рта. Движение губ персонажей не всегда плавные и точные, что происходит, потому что всегда есть трудности в дубляже диалога. Самая важная вещь для аниматора не положение рта, а чтобы вы знали, какой из персонажей говорит, что является стилистическим выбором, который принят также и в 2D аниме.

Рудольф и Санта сегодня

Рудольф и Санта сегодня

В других точках мира искусство stop-motion нашло свой путь на телевидение с сериалами, такими как немецкая пропаганда периода холодной войны в детском шоу Sandmannchen («Песочный человечек»), французско-польское шоу Coragol (о медведе-путешественнике, известном как Jeremy в Канаде), и Morph студии Аардман. Французский сериал «Волшебная карусель» Сержа Дэнота стал даже более популярным в Соединенном Королевстве и недавно был воскрешен с помощью CG художественного фильма Dougal (2006). В дизайне «Волшебной карусели» чувствуется влияние аниматора Айвора Вуда, который создал шоу «Медведь Паддингтон» и «Пачтальон Пэт» для BBC. Сеть Nickelodeon, которая была основана в США в 1979-м году, постепенно начала представлять некоторые из этих иностранных работ в Северной Америке. 80-е представили широкое разнообразие stop-motion на телевидении в шоу «Театр коротышек», где участвовал комик Коротышка Герман. Каждый эпизод включал в себя пластилиновую анимацию с девочкой по имени Пенни, семьей динозавров и иногда короткий отрывок из «Кукломульта» Джорджа Пэла. Несколько заметных аниматоров, среди них Питер Лорд, Крэйг Бартлет, Стив Джерк и Дэвид Дэниелс, внесли свою лепту в это шоу. Другим популярным применением метода в то время было музыкальное видео, самыми заметными стали «Кувалда» и «Успех Питера Габриэля» (1986). Анимация «Кувалды» была создана студией Аардман, также участвовали братья Квэй.

Студия Вила Винтона стала очень известной своими работами для рекламы и телевидения, а также своими короткометражками. Винтон создал своих самых известных пластилиновых персонажей Калифорнийских Изюмов для рекламной кампании, которая распространяла развлекательные сериалы, в том числе призера Эмми рождественский выпуск «Пластилиновое Рождество». Годами позже в конце 90-х он создал первый вечерний stop-motion сериал «ПиДжи», с голосом Эдди Мерфи у главного персонажа Фергуда Стаббса. «ПиДжи» был создан в другой запатентованной технике, названной Poamation, в которой куклы были сделаны из латекса и резины, так что могли быть легко скопированы для использования на разных сценах одновременно. С пластилином это было бы гораздо труднее сделать в сжатые сроки. Другой stop-motion сериал с живым действием «Гари и Майк» был создан до того как Фил Найт в 2002-м получил права на компанию, и Вил Винтон был уволен со студии, которую он основал. Винтон основал новую студию в Портлэнде и назвал ее Freewill Entertainment и продолжил создание шоу в stop-motion и CGI.

Калифорнийские изюмы Вила Винтона

Калифорнийские изюмы Вила Винтона

Stop-motion появлялся на телевидении в разных других формах в 90-е и в новом тысячелетии. Студия San Francisco Danger Productions сделала субботнее утреннее шоу «Удар в ночи» в 1994-м, о монстре по имени Мистер Ударник и его приключениях. MTV основали собственную студию анимации в Нью-Йорке и создали популярное шоу «Смертельные бои знаменитостей», где пластилиновые пародии на знаменитостей бились друг с другом на ринге. Независимый аниматор Корки Квакенбуш создал серию анимационных отрывков для комедийного шоу MAD TV, где классические stop-motion персонажи Рудольф и Гамби пародировались в разных «насильственных» ситуациях. В основном эти телевизионные stop-motion фильмы не имели сложной и качественной анимации, а были предназначены в основном просто для развлечения взрослой аудитории и создания сатиры в грубом стиле.

Сегодня, stop-motion на телевидении очень популярен в детских сериалах таких как «Боб — строитель», «Братья Коала», и «Цирк Жо-Жо». Взрослые зрители наслаждаются шоу вроде «Робоцыпа» и «Неправильный берег». У stop-motion как у метода богатая история на маленьком экране, и ее стоит продолжать пока есть хорошие идеи для разных зрителей. По сей день, все еще не было CG телесериала, который конкурировал бы по культурному воздействию с 2D шоу вроде «Симпсоны» или stop-motion вроде «Гамби», таким образом, в этой области, оба метода все еще доминируют.