О способах и формах ведения информационной борьбы. Основные методы информационного противоборства Формы информационного противодействия и средства


Информационное противодействие - специальные комплексные контрмероприятия направленные, на упреждение, профилактику, опережение, и защиту от деструктивных замыслов противника, на разум человека принимающего управленческие решения. Действия, направленные на защиту собственного военного и гражданского киберпространство для достижения приоритета и удержание его в информационной сфере. Доминирующей целью операций по информационному противодействию является обеспечение безопасности собственных информационных ресурсов. Цель достигается за счет физической защиты объектов, скрытого наружного наблюдения, технической оснащенности, стратегической маскировки, дезинформации в сочетании с оперативными комбинациями, контрпропагандой в комплексе с радио электронной борьбой.
На наш взгляд, основными составляющими частями информационного противодействия и нейтрализации сил вероятного противника следует считать интегрируемые воедино, ранее
считавшиеся самостоятельными, следующие виды негласной информационно-разведывательной деятельности системы национальной безопасности России: информационную разведку; аналитическую разведку; радиоэлектронную борьбу (РЭБ); космическую разведку; ударно-стратегическую разведку; активные средства подавления и уничтожения стратегически важных информационных структур вероятного противника; единый информационно-ударный комплекс России (газеты, журналы, радио, телевидение, Интернет); информационные комплексы, аналитические структуры, силы и средства специальной разведки и контрразведки, органы проникающей пропаганды Совета безопасности, Министерства обороны, МВД, ГТК, ФСО, ФСБ, СВР, ГРУ, МИД, НЦБ Интерпол, Финансовая разведка Мин. Финансов предлагаем название (служба финансового мониторинга, оценок и оперативных разработок).

Еще по теме Информационное противодействие:

  1. Противодействие ограничивающим конкуренцию СОГЛАШЕНИЯМ И СОГЛАСОВАННЫМ ДЕЙСТВИЯМ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ НА РЫНКЕ. ОСОБЕННОСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НЕКОТОРЫХ ОТДЕЛЬНЫХ СФЕРАХ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  2. 4. Нарушение порядка применения информационных технологий: информационная война, информационное оружие
  3. 1.1. Основная терминология. Понятия: информационная система, информационная технология, информационный менеджмент

В результате последовательных действий сил правопорядка в России удалось снизить остроту террористических угроз. Теперь можно говорить о том, что бандподполье освобождено от одиозных личностей и не способно на масштабные акции. Принятые решения о формировании принципиально новой системы противодействия терроризму во главе с Национальным антитеррористическим комитетом (НАК, Комитет) дают свои плоды . Но общий фон террористической активности в России остается еще на достаточно высоком уровне и всячески поддерживается силами международного терроризма.

Зарубежный и отечественный опыт противодействия терроризму свидетельствуют о том, что силовые методы могут лишь на время устранить угрозу совершения террористического акта, но эта угроза будет сохраняться, пока существует система воспроизводства инфраструктуры терроризма. Ключевыми звеньями этой системы являются идеология терроризма и экстремизма, ее вдохновители и носители, а также каналы ее распространения .

Поэтому одной из главных угроз, и это признают все наши партнеры по антитеррору, является идеология терроризма, распространяемая через Интернет, через проповеди духовенства под прикрытием ислама фундаментального толка, через неофициальные сектантские учебные заведения, лагеря подготовки террористов. Все это говорит о том, что идет напряженное информационное противоборство России с пропагандой терроризма, в рамках которого террористы путем активного воздействия на информационную сферу нашего государства стремятся решить свои преступные задачи, регенерировать свою инфраструктуру и вовлечь в свои ряды новых сторонников.

Руководство страны всегда уделяло серьезное внимание проблеме информационного противодействия терроризму в Российской Федерации.

Так, 19 февраля 2005 г. Президентом Российской Федерации В. В. Путиным был утвержден «План мероприятий по информационно-пропагандистскому сопровождению борьбы с терроризмом и обеспечению общественной безопасности». 7 апреля 2005 года в Комитете по культуре Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации были проведены парламентские слушания «Культура против терроризма. Законодательное обеспечение мобилизации культурного потенциала общества на борьбу с терроризмом». 6 июня 2006 г. состоялось совещание у Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д. А. Медведева «О взаимодействии с мусульманскими религиозными организациями».
В июне 2007 г. на заседании НАК был рассмотрен вопрос «О состоянии и мерах по повышению эффективности противодействия идеологии терроризма», создана Межведомственная рабочая группа по противодействию идеологии терроризма (далее МРГ) и предложен комплекс системных мер организационного, правового и методологического характера по противодействию идеологии терроризма и экстремизма. Организована целенаправленная комплексная информационно-пропагандистская деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по противодействию терроризму.

Целью деятельности является снижение до минимума уровня радикализации населения и создание условий для устранения предпосылок распространения террористической и экстремистской идеологии в нашей стране. Ее основные задачи:

Формирование механизмов защиты информационного пространства и населения Российской Федерации от пропаганды терроризма и экстремизма;
. совершенствование системы информационного противодействия терроризму, предусматривающей мобилизацию органов государственной власти, общественных организаций, научных, деловых и творческих кругов для реализации антитеррористических мер;
. формирование социально-политических, правовых и иных основ для эффективного противодействия идеологии терроризма и экстремизма.

Деятельность НАК по противодействию пропаганде терроризма, «радикализации» и рекрутированию носит общий, универсальный характер. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом особенностей обстановки в каждом регионе осуществляют разработку собственных планов (программ), в которых, в частности, предусматривается противодействие пропаганде терроризма по следующим основным направлениям.

Информационно-пропагандистское обеспечение населения в сфере предупреждения и пресечения терроризма ориентировано на повышение бдительности российских граждан, воспитание у них отношения заинтересованности и сопричастности к деятельности государства по противодействию указанным угрозам, побуждении граждан к сообщению федеральным органам исполнительной власти о ставших известными им сведениях о террористической деятельности и о любых других обстоятельствах, которые могут способствовать предупреждению террористической деятельности, ликвидации или минимизации их последствий, что является гражданским долгом каждого .

Большое значение уделяется привлечению к информационно-пропагандистскому противодействию терроризму общественных объединений, научно-исследовательских центров и других институтов гражданского общества.

Сама идея участия каждого гражданина в противодействии терроризму способствует сплочению нации перед лицом реальной террористической угрозы. Государство помогает гражданину в выборе нравственных ориентиров, непреходящих ценностей — уважения к человеку, его правам, семье, отчему дому, Родине. И здесь используется весь имеющийся в распоряжении Российского государства арсенал агитации и пропаганды!

В условиях глобализации информационного пространства большое внимание уделяется информационно-пропагандистскому обеспечению противодействия терроризму в Российской Федерации во взаимодействии со средствами массовой информации .

При совершении террористического акта вслед за первой физической волной террористического взрыва — поражает вторая, еще более мощная — информационная, которая несет нравственный ущерб миллиардам читателей, радиослушателей и телезрителей! Российским государством и журналистским сообществом неоднократно предпринимались попытки установить морально-этические нормы для журналистов, освещающих террористические акты и контртеррористические операции. Так, 11 апреля 2003 г. в Интернете на сайте МИД России была размещена «Антитеррористическая конвенция (правила поведения СМИ в случаях террористического акта и контртеррористической операции)». Седьмым съездом Союза журналистов России 16 мая 2003 года были одобрены «Этические принципы профессионального поведения журналистов, освещающих акты терроризма и контртеррористические операции».
С принятием Федерального закона «О противодействии терроризму» государство сделало еще один важный шаг навстречу журналистскому сообществу. В частности, Национальным антитеррористическим комитетом определен порядок взаимодействия со СМИ оперативных штабов в субъектах Российской Федерации в ходе проведения КТО. Это дает возможность обеспечивать население достоверной информацией на регулярной основе и гарантирует от предвзятости и целенаправленного искажения информации при форсмажорных обстоятельствах.
В целях создания достаточных рычагов влияния на качество информационной продукции и страховых гарантий от ее ангажированности в условиях повседневного идеологического противоборства с терроризмом и экстремизмом государственными органами, представителями гражданского общества, прежде всего сферы искусства, телевидения и кинематографии, ведется кропотливая работа по разработке «Этического кодекса журналиста». Этому вопросу уделяется самое пристальное внимание.

Активно привлекаются Российским государством деятели кино и бизнес-структур к партнерству по созданию образцов высокого искусства, воспитывающего нравственно полноценное поколение. Российский зритель устал от насилия на экране , отмечается востребованность с его стороны в нравственном позитиве кино- и теле-продукции. В рамках этой деятельности идет плодотворный обмен информацией, идеями, ставятся цели по ограждению общедоступного информационного пространства от пропаганды терроризма, «радикализации» и рекрутирования, которые затем достигаются совместными усилиями.

Эффективно используются в антитеррористических целях интернет-порталы федеральных органов исполнительной власти, где размещаются материалы контрпропагандистского характера, изобличающие истинные цели и намерения идеологов терроризма, лидеров бандформирований, а также зарубежных структур, использующих Интернет для пропаганды террора и насилия.
Особое место уделяется противодействию распространению идеологии терроризма через Интернет и другие телекоммуникационные сети .

Работающие на международные террористические группировки специалисты в области информационных технологий прибегают к использованию шифрации, различных условностей, кодов и приемов. Все активнее международными террористическими группировками используется Интернет-телефония, например система «Скайп», телефонные разговоры через которую трудно отследить.

Для пресечения террористической и экстремистской пропаганды в сети Интернет необходимо международное сотрудничество государств, прежде всего, создание необходимой договорной правовой базы, а также выработка механизма реализации такого взаимодействия в соответствии с положениями пункта 12 Глобальной контртеррористической стратегии ООН . Введение только национальных запретительных правовых норм малоэффективно из-за того, что сайты террористической направленности создаются, как правило, в доменной зоне на территориях других стран.

В настоящее время одним из главных направлений совершенствования предупреждения терроризма является информационное противодействие распространению идеологии религиозного и этнонацио-нального экстремизма.

Ислам в России исповедуют более 14 млн. человек, что составляет около 10% всех жителей страны. Зарегистрировано 55 самостоятельных исламских духовных управлений (муфтиятов), действует более 6 тыс. мечетей и молельных домов. Особую угрозу безопасности Российской Федерации представляет исламистские организации, умело использующие проблемные аспекты ситуаций на Северном Кавказе и Центральной Азии для распространения террористической идеологии, приобретения новых источников финансирования, радикализации исламской молодежи и рекрутирования ее в свои ряды. Преследуя собственные интересы в отношении России, религиозно-политические круги ряда зарубежных стран стремятся использовать студенческий канал и молодежь для пополнения рядов международных террористов.

В связи с этим Национальным антитеррористическим комитетом используются продуманные, взвешенные, выверенные тактика и стратегия противодействия пропаганде терроризма и экстремизма, учитывающие многонациональный и поликонфессиональный характер Российского государства и различный уровень социально-экономического развития регионов . Мобилизуются все имеющиеся ресурсы государства и общества на противодействие пропаганде терроризма, «радикализации» и рекрутирования исламской молодежи в террористические организации, привлекаются к этому процессу служители традиционного исламского культа, ученые, деятели культуры и сферы образования, уделяется особое внимание мерам, направленным на искоренение глубинных причин идеологии терроризма, ведется эффективная просветительская работа, направленная на поддержание толерантности в обществе, активно подключаются к этому средства массовой информации.

Вместе с тем, победить терроризм в борьбе за умы и сердца наших сограждан, возможно только преодолев разобщенность и объединив усилия всех заинтересованных государств мира, поэтому, на наш взгляд, на международном уровне необходимо обсудить и выработать:

Международно-правовые механизмы защиты информационного пространства от распространения террористической идеологии, пропаганды насилия, терроризма, «радикализации» и рекрутирования;
. систему международно-правовых мер по защите граждан от негатива информационного пространства, и в первую очередь молодежи, которая является будущем любого государства и наиболее уязвима перед пропагандой террора и насилия;
. международно-правовые критерии определения «вредности» информации, отнесения ее к террористической идеологии. Необходимо найти ответ на этот непростой вопрос, который находится где-то на стыке между свободой слова и целенаправленным деструктивным воздействием на сознание людей.

Литература

Федеральный закон от 6 марта 2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» // СЗ РФ. 2006. № 11. Ст. 1146; Указ Президента России от 15 февраля 2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму» // СЗ РФ. 2006. № 8. Ст. 897. П. 2.
В.П. Журавель. Актуальные проблемы противодействия терроризму. М.: Право и безопасность. № 2 (27) С. 71-79.
Н.П. Патрушев. Национальный антитеррористический комитет в системе обеспечения безопасности Российской Федерации. М.: Федеральный справочник: политика, экономика, управление. № 11. 2007. 14 с.
Синцов Н.В. СМИ в противодействии терроризму. Материалы 3-й международной конференции «Терроризм и электронные СМИ». Кипр. 2007 г. http://www.nak.fsb.ru. 9 с.
Андреев В. Л., Пюкке С. М. О некоторых аспектах информационного воздействия на этнические образования // Сб. науч. тр. «Iнформацшнi технологи та безпека». Вып. 3. К.: Институт проблем регистрации информации НАН Украины, 2003. С. 134-141.
Н.П. Патрушев. О некоторых особенностях современных вызовов и угроз национальной безопасности Российской Федерации. М.: Российское право. № 7. 2007. 18 с.
Ильин Е. П. Национальный антитеррористический комитет: организация борьбы с терроризмом в Российской Федерации // Сборник материалов научно-деловой программы международного форума средств обеспечения безопасности государства «Интерполитех»: Антитеррор: комплексный подход. АТЦ СНГ М.: 2007. С. 176-185.
В.И. Булавин. О мерах по дальнейшему совершенствованию общегосударственной системы мер противодействия терроризму. М.: Родина. № 12. 2007. 18 с.

В рамках реализации системы мер по противодействию терроризму в Российской Федерации особую актуальность приобретают вопросы информационного противодействия террористической деятельности МТО и бандподполья.

В зависимости от объектов воздействия можно выделить следующие основные способы информационного воздействия террористических структур:

1. Использование деструктивных психологических технологий в процессе личного контакта с потенциальным кандидатом для воздействия на его сознание и формирования у него необходимых установок.

2. Проведение агитации среди верующих, прежде всего среди молодежи, начинающей осваивать основы религии, в местах отправления религиозных культов и выбор вербовщиками потенциальных кандидатов для индивидуальной обработки.

3. Ведение открытой агитационной деятельности в образовательных учреждениях, спортивных секциях и клубах.

4. Ведение лицами, прошедшими боевую и диверсионную подготовку в лагерях МТО и участниками вооруженных конфликтов, агитационной деятельности в местах лишения свободы в целях консолидации осужденных в т.н. "тюремных" джамаатах.

5. Пропаганда в глобальных информационных сетях и использование социальных сетей и мобильных приложений для подбора и изучения подходящих кандидатур для вовлечения в террористическую деятельность.

Вовлечение в террористическую деятельность осуществляется поэтапно и носит комплексный характер.

На первом этапе происходит первичное изучение и проверка надежности кандидата.

На втором этапе проводится вербовочная беседа и ограничиваются контакты с окружением. Создается зависимость от «братьев» -единомышленников и обязательства перед «джамаатом». Все это способствует формированию искаженного (упрощенного) образа действительности. Параллельно проходит обучение террористическим навыкам и правилам конспирации.

На третьем этапе происходит закрепление кандидата, формирование готовности совершить преступление террористического характера.

Специалистами МТО применяются адресные методики воздействия на целевые аудитории. Так, при работе с мужчинами основной акцент вербовщиками делается на героизации воинов «джихада», их военных успехах, необходимости восстановления справедливости и защите «истинных» последователей ислама от притеснения. При идеологической обработке девушек зачастую используется их стремление обзавестись семьей и детьми. Девушек привлекают идеализированные образы супругов из числа истинных мусульман. Мужья – муджахиды, в отличие от российских, не будут пить, курить (что запрещено шариатом), изменять (поскольку вправе заводить легальные гаремы). За мусульманками шариат закрепил право на развод, обязательную долю имущества супругов, возможность в замужестве сохранять девичью фамилию и т.п.).

Конспиративность террористических ячеек, ограниченность контактов и постоянная угроза уголовного преследования усиливают сплоченность и влияния лидера («амира») на остальных членов, способствуют размыванию ответственности за противоправные деяния и недооценке их последствий.

Следует констатировать, что наиболее массовый характер приобретает пропаганда МТО в сети Интернет .

В Интернете регулярно размещаются обращения лидеров бандформирований к «братьям по вере», звучат призывы к вооруженному джихаду и угрозы терактов в отношении сотрудников органов власти и управления. Анализ контента популярных видеохостингов свидетельствует о наличии в свободном доступе значительного массива материалов об идеологии и террористической практике бандформирований СКР.

Интернет-ресурсы бандподполья СКР отличаются привлекательностью графического оформления, оперативностью обновления, продуманностью интерфейса, приоритетной ориентацией на молодежь. Особенностями их технической организации являются: регистрация доменов на подставных лиц, размещение на серверах зарубежных провайдеров, наличие «зеркал» - веб-ресурсов с частично измененной именной группой.

а) видеоролики со сценами совершения боевиками преступлений (терактов, убийств сотрудников правоохранительных органов и др.);

б) обращения участников бандформирований (угрозы должностным лицам органов власти и управления, сотрудникам правоохранительных органов, баяты «амирам» и др.);

в) материалы дезинформационного характера (о социально-политической обстановке, общественных и государственных деятелях и др.).

По направленности экстремистской пропаганды можно выделить следующие формы «информационного джихада» с использованием сети Интернет:

Размещение мультимедийных материалов с критикой российского руководства, органов власти СКР, формированием нетерпимости по отношению к России («кафирской Русне»), пропагандой построения государства с шариатской формой правления;

Распространение фото и видео-изображений действующих и нейтрализованных участников бандгрупп и результатов «шахидских операций»; «героизация лидеров джихада»;

Индивидуальная агитационная обработка пользователей путем распространения выборочных отмененных аятов, якобы призывающих к совершению преступлений, фетв по вопросам джихада и вынесения такфира, а также применения аятов о многобожниках и неверных в отношении мусульман;

Рассылка электронных писем целевой аудитории с призывом к исправлению акиды, «чистому» исламу, джихаду против куфра и ширка, а также рассылка террористических угроз в адрес должностных лиц органов власти и управления, сотрудников правоохранительных структур, представителей СМИ и официального ислама;

Разработка и распространение сетевых компьютерных игр, пропагандирующих идеологию вооруженного джихада.

Следует отметить, что вместо противодействия террористической идеологии бандподполья, основанного на профилактике и пресечении деструктивного информационно-пропагандистского воздействия, органы власти и управления длительное время занимались, главным образом, пассивной антитеррористической пропагандой и борьбой с экстремистскими и террористическими сайтами путем блокирования сетевых адресов в зонах «ru» и «рф».

Вместе с тем полноценное информационное противодействие терроризму (далее – ИПТ) требует новых подходов к пониманию сущности и содержания данного вида деятельности, которые охватывают:

Разоблачение антиобщественного характера базовых идей, взглядов и террористических доктрин;

Подрыв доверия населения к идеологическим постулатам терроризма и формирование негативного отношения к террористическим структурам;

Формирование в обществе устойчивого антитеррористического сознания и поддержки населением антитеррористической политики государства.

Актуальные потребности ИПТ предполагают смещение акцентов с пассивной контраргументации и пропаганды к активному наступательному информационному противодействию конкретным террористическим угрозам и акциям.

На современном этапе ИПТ можно представить в виде комплекса наступательных оперативно-розыскных, информационно-пропагандистских, правовых, организационных и иных мер, направленных на выявление, предупреждение и нейтрализацию негативного информационно-психологического воздействия террористических структур на общественные отношения, а также на противодействие использованию информационно-коммуникационных технологий в террористических целях. Практическая деятельность в данной сфере осуществляется в рамках реализации Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013–2018 годы.

ИПТ возложено, главным образом, на правоохранительные органы и спецслужбы.

В качестве основных задач информационного противодействия терроризму следует выделить:

мониторинг и анализ оперативно значимой информации об устремлениях террористических структур, их ресурсной базе и тактике действий в информационном пространстве, направленных на инспирирование терроризма;

организация и осуществление активных мероприятий по нейтрализации выявленных террористических угроз в информационной сфере;

установление, розыск и привлечение к уголовной ответственности лиц, причастных к созданию и наполнению информационного пространства террористическим контентом;

использование потенциала органов власти, местного самоуправления, общественных и политических структур, образовательного, научного и бизнес-сообществ, религиозных конфессий, СМИ и других институтов гражданского общества в целях изучения и разоблачения террористической идеологии, формирования у населения устойчивого антитеррористического сознания.

Важную роль в решении задач правоохранительных органов по линии ИПТ играют оперативно-розыскные и информационно-пропагандистские мероприятия, которые позволяют снижать активность террористических и экстремистских организаций, минимизировать риск использования религиозных и национальных факторов для дестабилизации социально-политической обстановки в стране.

Оперативно-розыскные мероприятия в сфере ИПТ охватывают:

мониторинг террористических и экстремистских интернет-ресурсов;

оперативную проверку деятельности организаций, имеющих признаки организационной связи с террористическими структурами;

создание с легендированных позиций подконтрольных интернет-ресурсов;

осуществление целевых мероприятий по компрометации деятельности ИННО и МО, деструктивных НКО, организаторов, идеологов и активных исполнителей акций по распространению идеологии терроризма.

В отличие от оперативно-разыскных мероприятий, информационно-пропагандистские мероприятия направлены на недопущение формирования ресурсной базы террористических организаций и формирование антитеррористической идеологии у населения. С этой целью правоохранительные органы:

распространяют антитеррористические материалы в печатных СМИ, на телевидении, в интернет-ресурсах;

принимают меры по недопущению возобновления функционирования информационных ресурсов радикальной направленности, заблокированных Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

проводят информационные акции, направленные на сокращение пособнической базы, на основе легализованных материалов уголовных дел по преступлениям террористической и экстремистской направленности;

организуют профилактические лекции и «круглые столы», оказывают содействие в создании и наполнении контентом антитеррористических порталов учебных заведений;

проводят контрпропагандистские мероприятия в религиозных организациях, учебных заведениях, в ходе массовых мероприятий.

Как уже отмечалось, актуальные потребности ИПТ должны быть адекватны угрозам в информационной сфере и учитывать общественные запросы.

Противодействие пропаганде МТО «ИГ» в России не должно носить характер богословских споров и вскрытия противоречий между террором «халифата» и нормами Священного Корана.

Не нужно разоблачать бесчеловечный и садистский характер боевиков «ИГ», поскольку насилие позиционируется идеологами «ИГ» как требование веры и неизбежное средство обеспечения порядка в государстве. Для террористов и их целевой аудитории насилие приобретает религиозно-оправданный и легальный характер.

В ходе профилактической работы следует делать упор на экономической сущности проекта «Халифат», меркантильности и криминальных связях руководителей «ИГ», их готовности пожертвовать жизнями десятков тысяч сторонников.

Система мероприятий правоохранительных органов в сфере ИПТ должна носить всеобщий характер и дополняться согласованными усилиями всех заинтересованных структур общественного сектора. Задачи ИПТ невозможно решить только с помощью спецслужб и сил правопорядка. Комплексная защита информационного пространства Российской Федерации от террористических идей должна строиться на основе эффективной работы СМИ, молодежной и образовательной политики в условиях скоординированной работы всех органов государственной власти и институтов гражданского общества.

2.2. Контрпропаганда как психологическое средство усиления и нейтрализации информационно-пропагандистского воздействия

Контрпропаганда и пропаганда также тесно связаны между собой как разведка и контрразведка. Они могут выступать как два самостоятельных средства и как единое средство системы политической коммуникации. В последнем случае контрпропаганда является составным элементом пропаганды, защищающим пропаганду от возможных контраргументов противника (оппонента) и усиливающим её психологическое воздействие на массовое сознание. В качестве примера приведём листовку «Румыны венгерской армии», распространяемую советскими спецпропагандистами в 1942 г. среди военнослужащих венгерской армии румынского происхождения. Вот её текст:

«Мы — два трансильванских румына попали в плен к русским. Мы задали себе вопрос: «Что плохого нам сделали русские?». И ответили: «Ничего». Это Гитлер и Антонеску сделали нам плохо, отдав Северную Трансильванию в руки венгров. В лагере с нами обращаются хорошо. Уж лучше воевать против венгров, чем против русских. Сдавайтесь в плен и вернётесь живыми к своим семьям!» .

Элементами контрпропаганды, призванными усилить психологическое воздействие и нейтрализовать возможные контраргументы противника об адских муках пребывания в советском плену являются две фразы: «Мы - два трансильванских румына попали в плен к русским» и «В лагере с нами обращаются хорошо». Сильной стороной листовки является то, что она составлена как свидетельство (этот приём специфического внушения мы разбирали в разделе 2.1.) двух очевидцев о хороших условиях пребывания в советском плену. А опровергать рассказ очевидцев всегда тяжело. Более сильным видом контрпропаганды в пропагандистском воздействии на противника является обратный отпуск пленных по своим воинским частям и их личные свидетельства о хороших условиях пребывания в плену. Этот приём часто использовали советские спецпропагандисты во время Второй Мировой войны.

Условно контрпропаганду можно разделить на наступательную и оборонительную. К наступательной контрпропаганде, с точки зрения автора данной работы, относятся: негативная реклама, чёрный PR, использование слухов, анекдотов, эпиграмм, прозвищ, кличек, псевдонимов.

Наступательная контрпропаганда построена по принципу асимметрии и использует против противников (оппонентов) непредсказуемые и, на первый взгляд, абсурдные действия. Основная цель наступательной контрпропаганды - нанесение ударов по противнику на его собственной территории. Рассмотрим основные приёмы наступательной контрпропаганды, используемые в психологической войне и избирательных технологиях:

«Ловушка» . Состоит в заманивании противника (оппонента) на то информационное поле, где потом по нему будет наноситься удар. Идя вслед, противник не понимает, что он попал на «заминированное поле». Данный приём был успешно применён «телекиллером» С. Доренко против Ю. М. Лужкова и Е. М. Примакова - лидеров блока «Отечество - Вся Россия».

Политическая пропаганда, являясь неотъемлемой частью системы политической коммуникации, представляет собой специфический информационный процесс, направленный на эмоционально-волевую сферу массового сознания. Эффективность психологического воздействия пропаганды определяется не столько разнообразием и совершенством её форм и технологий, сколько психологическими особенностями массового сознания, среди которых можно выделить:

* Блокирование иной точки зрения;

* Эмоциональность;

* Чёрно-белая картина мира;

* Активный поиск врагов;

* Внушаемость;

* Стереотипность и образность мышления.

По своей природе политическая пропаганда тоталитарна, ибо, как и массовое сознание, не приемлет иную точку зрения. Альтернативная пропаганде информация опровергается, а её источник различными способами дискредитируется с помощью контрпропаганды.


3.
4.

© Составитель: М.В. Киселёв, 2004 г.