Основные параметры звуковых адаптеров. Звуковая карта Выходы звуковой карты и звуковая карта

Звуковая карта Пользователи со стажем наверняка помнят те времена, когда компьютеры умели только «пищать». Времена меняются, и сейчас трудно представить себе компьютер без возможности воспроизведения и записи звука. Качество воспроизведения/записи может быть разным, хотя в последнее время оно варьируется от нормального до шикарного (согласны, что данные термины несколько ненаучные, но зато понятные). Качество звука, издаваемого компьютером, зависит от двух устройств: звуковой карты и акустических (компьютерных, мультимедийных) колонок.
Звуковая карта (звуковая плата, звуковой акселератор, «звуковуха») - устройство, позволяющее компьютеру воспроизводить и записывать звуковую информацию. Потребность в звуке у пользователей компьютеров настолько велика, что практически все выпускаемые сегодня материнские платы содержат встроенную звуковую плату (аналогично интегрированной видеокарте). Как правило, возможностей встроенной звуковой карты вполне хватает для удовлетворения потребностей большинства пользователей. Если вы не являетесь ярым меломаном или поклонником полного погружения в компьютерную игру (это когда от ваших выстрелов трясутся стены, а соседи вызывают милицию), то вам будет достаточно интегрированного звука и не придется покупать более мощную звуковую карту, которая представляет собой отдельную плату расширения
Разъемы и гнезда звуковой карты

  • Line-out (линейный выход) - стереовыход, к которому подключаются активные колонки или наушники. На дешевых видеокартах такой выход один, но встречаются звуковые карты с двумя и более линейными выходами (если она рассчитана на подключение более двух колонок). Вы можете также столкнуться с линейными выходами в виде двух монофонических разъемов (их помечают как правый и левый). По существующему стандарту разъем линейного выхода обычно делают лимонного цвета (не спрашивайте нас почему, мы не знаем). Однако некоторые производители (видимо, тоже не понимая, почему лимонный) не придерживаются такого правила. Например, у одного из авторов этот разъем зеленого цвета, а у другого вообще все разъемы черные. А разъемы профессиональных и даже полупрофессиональных звуковых карт могут быть позолоченными. Лучше ориентируйтесь на значок линейного выхода или читайте инструкцию к звуковой карте, если значок отсутствует. Кроме того, с помощью данного разъема к компьютеру можно подключить разную музыкальную аппаратуру (например, магнитофон или музыкальный центр) для воспроизведения музыки через колонки магнитофона или центра, а также для записи на них.
  • Line-in (линейный вход) - стереовход для подключения других проигрывающих устройств. Он необходим, если вы собираетесь записать на компьютер звук с других устройств. Разъем Line-in, как правило, синего цвета.
  • Mic-in (микрофон) - монофонический разъем, который используется для подключения простеньких микрофонов и дальнейшей записи голоса (или других звуков) на компьютер. Данный разъем обычно красный или розовый. Большинство обычных звуковых карт имеет только эти три разъема, однако более совершенные и дорогие могут похвастаться наличием нескольких дополнительных.
  • MIDI/gameport (порт джойстика) - прямоугольный разъем, позволяющий подключать игровое устройство (джойстик) или, например, клавиатуру синтезатора. Этот разъем обычно желтого цвета.
  • Speaker-out/Subwoofer (выход на колонки/сабвуфер) - стереовыход, в отличие от Line-out имеющий усилитель. К такому разъему можно подключить пассивные колонки (не имеющие усилителя) или сабвуфер. Некоторые пользователи думают, что если подключить к такому выходу активные колонки, то сигнал станет лучше. Однако это не так. В результате качество звучания вас неприятно удивит. Данный разъем имеет оранжевый цвет.
  • S/PDIF (Sony/Philips Digital Interface Format) - разъем, который может находиться как на внешней стороне звуковой карты, так и на самой плате (то есть внутри системного блока). Он позволяет подключать к компьютеру внешние аудиоустройства, например DVD-проигрыватель или домашний кинотеатр. Сигнал через такой разъем выводится в цифровом виде, что исключает появление шумов, присущих аналоговым устройствам.
  • Некоторые звуковые карты для экономии места на внешней панели имеют одно специальное гнездо, к которому подключается внешнее устройство с несколькими разъемами сразу: S/PDIF, Line-in/out и MIDI. Не пугайтесь, если не обнаружите знакомых разъемов, просто посмотрите в коробке от звуковой карты, где-то должно быть дополнительное устройство.
  • CD-in (MPC-3 CD-вход) - специальный разъем, позволяющий передавать аудиокарте информацию от привода компакт-дисков в аналоговом формате. Если производители звуковой карты соблюдали все правила, его цвет черный или белый.
  • MPC-3 Aux-in (вход внешнего устройства) - разъем для подключения других устройств (например, второго привода компакт-дисков). Внешне очень похож на CD-in.
  • MPC-3 Modem-in/out (вход-выход для подключения модема) - данный разъем используется для подключения модема. Этот разъем зеленого цвета. Обычно в нем нет необходимости, если только вы не собираетесь слушать треск модема через колонки или не планируете устраивать телеконференции через Интернет.
  • Разъем для подключения разных дочерних плат - имеет самый большой размер. Очень похож на IDE (помните, как у винчестера?). Дочерние платы, подключенные к звуковой карте для расширения ее возможностей. Этим пользуются специалисты, работающие со звуком.

Для начала выделим четыpе более-менее независимых блока:

  • 1. Блок цифpовой записи/воспpоизведения. Осуществляет пpеобpазования аналог->цифpа и цифpа->аналог в pежиме пpогpаммной пеpедачи или по DMA. Цифpовой канал большинства pаспpостpаненных каpт (кpоме GUS) совместим с Sound Blaster Pro (8 pазpядов, 44 кГц - моно, 22 кГц - стеpео).
  • 2. Блок синтезатоpа. Постpоен либо на базе микpосхем FM-синтеза OPL2 (YM3812) или OPL3 (YM262), либо на базе микpосхем WT-синтеза (GF1, WaveFront, EMU8000 и т.п.), либо того и дpугого вместе. Работает либо под упpавлением дpайвеpа (FM, большинство WT) - пpогpаммная pеализация MIDI, либо под упpавлением собственного пpоцессоpа - аппаpатная pеализация. Почти все FM-синтезатоpы совместимы между собой, pазличные WT-синтезатоpы - нет.
  • 3. Блок MPU. Осуществляет пpием/пеpедачу данных по внешнему MIDI-интеpфейсу, выведенному на pазъем MIDI/Joystick и pазъем для дочеpних MIDI-плат. Обычно более или менее совместим с интеpфейсом MPU-401, но чаще всего тpебуется пpогpаммная поддеpжка.

Звуковые карты содержат следующие элементы.

  • Преобразователи - они есть на каждом стереоканале: аналого-цифровой (АЦП) и цифро-аналоговый (ЦАП) (на дорогих картах преобразователей бывает больше). АЦП обрабатывает аналоговый сигнал, поступающий с линейного входа или микрофона, и превращает его в цифровой. ЦАП, напротив, преобразует цифровой сигнал в аналоговый и передает его на линейный выход. Качество получаемого звука зависит от битовой глубины, поддерживаемой преобразователем.
  • Генератор тактовой частоты - выдает синхронизирующие сигналы на преобразователи, тем самым задавая скорость обработки информации (вспомните понятие частоты дискретизации). Наиболее популярные на сегодняшний день звуковые карты имеют частоту 96 кГц.
  • Процессор - формирует аналоговое звучание, которое мы слышим из колонок от поступающих MIDI-команд. Именно процессор определяет возможности звуковой карты. Он является «связным» между центральным процессором компьютера, операционной системой и программой воспроизведения музыки. Процессор звуковой карты берет на себя достаточно много работы, связанной с обработкой звука (частично разгружая центральный процессор).

Важные характеристики звуковых плат Теперь рассмотрим основные характеристики звуковых плат, на которые полезно обращать внимание при покупке. Звуковые карты, как и большинство внутренних устройств, обычно подключаются к PCI-слоту на материнской плате.

  • Показатель, на который мы уже обращали ваше внимание, - частота дискретизации (она задается генератором тактовой частоты). Чем выше эта частота, тем более точно оцифровывается звук, что положительно сказывается на качестве звучания.
  • Следующий параметр - количество звуковых каналов . Если вы намерены воспроизводить звук через две колонки, то подойдет любая звуковая плата (при условии, что вас удовлетворяют остальные характеристики). Если же вы хотите окружить себя звуком, вам нужна многоканальная звуковая плата (5.1 или 7.1). Конечно, придется приобрести и соответствующий комплект колонок. Кстати, большинство звуковых плат, встроенных в современные материнские платы, содержат шесть звуковых каналов (5.1).
  • Величина отношение сигнал/шум (S/N) измеряется в децибелах. Чем выше значение этой величины, тем лучше. Советуем не интересоваться картами, у которых S/N ниже 90 дБ.
  • Еще одна характеристика - поддерживаемый размер сэмпла . «Размер сэмпла» показывает, какое количество информации описывает каждый звук, а значит, задает максимальное количество возможных вариантов звучания. Это относится к тем, кого интересуют возможности MIDI.

Если вы заинтересованы в качественном звучании, советуем также подобрать звуковую карту с хорошим аппаратным ускорением. Сейчас большинство качественных (и, заметьте, недорогих) звуковых карт имеют поддержку 3D-режима.

Посмотрите на заднюю стенку системного блока. Независимо от типа звуковой карты, вы наверняка увидите разноцветные разъемы (рис. 5.3).

Рис. 5.3. Аудиоразъемы встроенной звуковой карты

Line-out

(линейный выход) – стереовыход, к которому подключаются активные колонки или наушники. На дешевых видеокартах такой выход один, но встречаются звуковые карты с двумя и более линейными выходами (если она рассчитана на подключение более двух колонок). Вы можете также столкнуться с линейными выходами в виде двух монофонических разъемов (их помечают как правый и левый).

По существующему стандарту разъем линейного выхода обычно делают лимонного цвета (не спрашивайте нас почему, мы не знаем). Однако некоторые производители (видимо, тоже не понимая, почему лимонный) не придерживаются такого правила. Например, у одного из авторов этот разъем зеленого цвета, а у другого вообще все разъемы черные. А разъемы профессиональных и даже полупрофессиональных звуковых карт могут быть позолоченными. Лучше ориентируйтесь на значок линейного выхода или читайте инструкцию к звуковой карте, если значок отсутствует.

Кроме того, с помощью данного разъема к компьютеру можно подключить разную музыкальную аппаратуру (например, магнитофон или музыкальный центр) для воспроизведения музыки через колонки магнитофона или центра, а также для записи на них.

Line-in

(линейный вход) – стереовход для подключения других проигрывающих устройств. Он необходим, если вы собираетесь записать на компьютер звук с других устройств. Разъем Line-in, как правило, синего цвета.

Mic-in

(микрофон) – монофонический разъем, который используется для подключения простеньких микрофонов и дальнейшей записи голоса (или других звуков) на компьютер. Данный разъем обычно красный или розовый.

Большинство обычных звуковых карт имеет только эти три разъема, однако более совершенные и дорогие могут похвастаться наличием нескольких дополнительных.

MIDI/gameport (порт джойстика) – прямоугольный разъем, позволяющий подключать игровое устройство (джойстик) или, например, клавиатуру синтезатора. Этот разъем обычно желтого цвета.

Speaker-out/Subwoofer (выход на колонки/сабвуфер) – стереовыход, в отличие от Line-out имеющий усилитель. К такому разъему можно подключить пассивные колонки (не имеющие усилителя) или сабвуфер. Некоторые пользователи думают, что если подключить к такому выходу активные колонки, то сигнал станет лучше. Однако это не так. В результате качество звучания вас неприятно удивит. Данный разъем имеет оранжевый цвет.

S/PDIF (Sony/Philips Digital Interface Format) – разъем, который может находиться как на внешней стороне звуковой карты, так и на самой плате (то есть внутри системного блока). Он позволяет подключать к компьютеру внешние аудиоустройства, например DVD-проигрыватель или домашний кинотеатр. Сигнал через такой разъем выводится в цифровом виде, что исключает появление шумов, присущих аналоговым устройствам.

На всякий случай

Некоторые звуковые карты для экономии места на внешней панели имеют одно специальное гнездо, к которому подключается внешнее устройство с несколькими разъемами сразу: S/PDIF, Line-in/out и MIDI. Не пугайтесь, если не обнаружите знакомых разъемов, просто посмотрите в коробке от звуковой карты, где-то должно быть дополнительное устройство.

CD-in (MPC-3 CD-вход) – специальный разъем, позволяющий передавать аудиокарте информацию от привода компакт-дисков в аналоговом формате. Если производители звуковой карты соблюдали все правила, его цвет черный или белый.

MPC-3 Aux-in (вход внешнего устройства) – разъем для подключения других устройств (например, второго привода компакт-дисков). Внешне очень похож на CD-in.

MPC-3 Modem-in/out (вход-выход для подключения модема) – данный разъем используется для подключения модема. Этот разъем зеленого цвета. Обычно в нем нет необходимости, если только вы не собираетесь слушать треск модема через колонки или не планируете устраивать телеконференции через Интернет.

Разъем для подключения разных дочерних плат – имеет самый большой размер. Очень похож на IDE (помните, как у винчестера?). Дочерние платы, подключенные к звуковой карте для расширения ее возможностей. Этим пользуются специалисты, работающие со звуком.

Перед тем как рассмотреть «внутренности» звуковой платы, изучим основные понятия цифровой звукозаписи.

Звуковая карта - неотъемлемый атрибут мультимедийного компьютера. Раньше, когда ПК были древними и жутко медленными, звуковую карту для компьютера приходилось покупать отдельно, подбирать необходимый тип разъема, устанавливать, а затем - вдумчиво настраивать в нужной программе. Кто помнит, что такое DOS-приложения, тот меня поймет:)

Сейчас - все намного проще! Звуковые карты для компьютеров делятся на несколько категорий:

  • выполненные в виде отдельной печатной платы, устанавливающиеся внутри (дискретные)
  • интегрированные (on board), являющиеся неотъемлемой частью материнской платы
  • внешние (к примеру - USB) решения

Предлагаю, как всегда "пройтись" по всем этим категориям и обзорно рассмотреть преимущества и недостатки этих конструкций.

Начнем со встроенных (онбордных) звуковых карт компьютера. На фото ниже типичный пример такого решения:

Это - микросхема, распаянная на самой системной плате. Очень часто это - бюджетные звуковые чипы от фирмы «Realtek» (RTL AC97). Есть решения и посолиднее (подороже), с шестиканальным звуком, аппаратной поддержкой разнообразных кодеков и т.д. Общее правило здесь такое: чем дороже , тем более качественный звуковой чип на нее припаивают.

Стандартный набор разъемов звуковой карты компьютера с тыльной стороны системного блока выглядит следующим образом:


В общем случае назначение их следующее:

  1. вход розового цвета - для подключения микрофона (mic)
  2. зеленый выход (line out) - для подключения пассивной или активной (со своим источником питания) акустики. Проще говоря - колонок.
  3. голубой вход (line in) - для записи звука с внешнего источника (музыкальный центр, домашний кинотеатр и т.д.)

Иногда цвета разъемов встроенных звуковых карт могут отличаться. Стандарта в этом смысле нет.

Одной из проблем встроенных звуковых карт является то, что сами по себе (на испытательном стенде производителя) они могут показывать весьма неплохие результаты, но вот после напаивания их на материнскую плату ситуация может в корне измениться. Дело в том, что во время работы системный блок компьютера "издает" электрические "шумы" (помехи), которые очень даже влияют на конечный результат дискретизации, выдаваемый встроенной звуковой картой.

Кодировка сигнала здесь производится силами , что дополнительно нагружает его (не так сильно, но все же). Если ЦП сильно загружен, то звук может начать "заикаться" :) Также для подобных решений проблемой может оказаться воспроизведение басовой музыкальной составляющей, так как встроенные звуковые карты компьютера не могут (в большинстве своем) адекватно воспроизводить низкие частоты и мы имеем "бубухающий" или "захлебывающийся" звук на "низах".

Хотя, для потребностей рядового пользователя этого все же вполне достаточно, а вот если Вы хотите услышать действительно качественное и "чистое" звучание, то Вам потребуется что-то другое.

К примеру - дискретная звуковая карта, которая вставляется в PCI слот в виде отдельной платы расширения (как, к примеру, - ). Помнится, была у меня такая (продал, а жаль!) - «Creative-Sound-Blaster-Audigy 5.1».



Подобные карты имеют свой собственный специализированный звуковой процессор и я реально, сразу почувствовал разницу. Звук - чистый (24 бита), никаких слышимых помех (двойного эха и пр.) при записи с микрофона не наблюдается, можно подключить звуковую систему "домашний кинотеатр" 5.1 с сабвуфером (усилителем низких частот), все как полагается.

Исторически так сложилось, что фирма «Creative » считается несомненным авторитетом на рынке акустических систем и звуковых карт для компьютера. Это не реклама, но, по крайней мере, держите этот факт в голове при походе в магазин:)

Сразу скажу, что к таким внешним звуковым картам надо покупать хорошие колонки (желательно - в корпусе из дерева) или качественные наушники. Последние у меня дома от фирмы «Косс», модель «Koss Ur/29 ».


В них хорошо различимы даже низкие частоты, которые просто "срезаются" при прослушивании музыки через не качественные изделия. Это - далеко не новая модель, а заплатил я за них в свое время 40 долларов.

Отдельно хочется отметить, что наушники очень удобно сидят на голове. Это не так маловажно, как может показаться на первый взгляд! Раньше я увлекался прослушиванием аудиокниг и у меня были обычные компьютерные наушники долларов за 10 (с виду - очень неплохие, кстати). И вот после нескольких часов, проведенных с ними на голове, уши просто "отваливались", а теперешние мои Koss-ы вообще не ощущаются, как что-то постороннее и давящее!

Еще раз акцентирую, что с плохим (дешевым) устройством воспроизведения даже при самой качественной звуковой карте компьютера результатом Вы останетесь не довольны.

Если коснуться чисто игровых (геймерских) решений, то в продаже можно встретить наушники с многообещающей надписью "3D". Достигаться этот эффект, по видимому, должен с помощью трех небольших динамиков, расположенных в каждом "ухе" устройства. В зависимости от игровой ситуации, звук избирательно передается в нужный динамик. Задумка, возможно, и хорошая, но те наушники, которые тестировал я лично не произвели на меня неизгладимого впечатления:)

Также отдельно хочу отметить, что в комплект поставки дискретной звуковой карты входит фирменное программное обеспечение. Это - драйвера и проигрыватель с возможностью подключения к нему цифровых "пресетов" (эффектов, заготовок или фильтров), которые накладываются поверх музыкальной композиции, привнося в нее абсолютно новое звучание. Иногда эффект настолько завораживает, что одну и ту же мелодию (песню) можно слушать много раз подряд, просто включая или смешивая различные "пресеты".

Как видите, на фото выше моя карта имела разъем подключения PCI. Сейчас он постепенно отмирает и активно продвигается другой стандарт для плат расширения - PCI Express 1x:



Такие устройства поддерживают так называемую технологию 3D звука, которая достаточно развита в индустрии компьютерных игр. К таковым можно отнести интерфейс программирования источников звука в пространстве от «Microsoft», который называется «Direct Sound 3D ». Это - часть технологии прикладного программирования DirectX, которая отвечает за точное расположение источника звука в трехмерной сцене. С кратким обзором одной из неплохих звуковых карт можете ознакомиться .

Совместно с описанным выше, применяется и другое решение, разработанное фирмой «Creative». Оно называется «EAX » (Environmental Audio Extensions - звуковые эффекты окружающей среды). Это - органичное дополнения предыдущей технологии, которая наполняет трехмерную сцену звуковой "глубиной", наполняя ее такими эффектами, как наложение нескольких звуков, реверберация (его отражения с постепенным затуханием), эхо и т.д.

Технология постоянно развивается и существует уже несколько ее поколений (версий) и чем больший порядковый номер версии «EAX» поддерживает звуковая карта компьютера, там более реалистичное звуковое окружение Вы можете услышать в своих колонках/наушниках.

Получается, что «Direct Sound 3D» управляет местоположением в пространстве звуков и самого слушателя, а «EAX» создает виртуальный аудио-мир вокруг источников звучания, наполняя этот мир различными эффектами и "погружая" в него игрока.

Теперь нам осталось разобрать последний класс звуковых карт для компьютера, помните какой? :) Правильно - внешние звуковые карты.

Нюанс здесь состоит в том, что подобные изделия подразделяются на две категории - дешевые "пищалки" и профессиональные решения для работы со звуком.


Что тут можно сказать? Тот же дешевый звуковой чип, но припаянный к USB интерфейсу. Надпись «3D Sound», по видимому, можно рассматривать, как рекламу другого (не имеющего ничего общего с данным) продукта:) На одном форуме человек продавал такие по 2,5 доллара за штуку!

А вот это - профессиональная USB звуковая карта для компьютера «Creative Professional E-Mu Tracker Pro»:



Как видите это - целый мини-пульт джедая... т.е. - диджея! :)

Вот только некоторые из преимуществ данного решения:

  1. автономный на 5 Вольт
  2. индикатор уровня сигнала/шума
  3. полностью независимые левый и правый каналы
  4. возможность подключения профессионального микрофона
  5. подключение и регулировка наушников
  6. переключатель подавления "фона"
  7. частота дискретизации до 192 kHz (киллогерц) при 24-х битах на всех частотах

Примечание : Карты такого класса не поддерживают различных технологий 3D звучания (игровых), поскольку предназначены для профессиональной работы со звуком, а не для игр. Мой знакомый, к примеру, использует аналогичный образец для подключения к нему своей электрогитары, записывая на компьютер чистейший звук без помех и искажений.

Давайте (для полноты освещения вопроса) разберем с Вами еще одну модель звуковой карты для компьютера. Это - младший вариант рассмотренного нами выше образца. Называется он «Creative Professional E-Mu 0404»:



Давайте пройдемся по разъемам. Что мы здесь видим:

  • Два аналоговых входа и выхода размером 1/4""
  • Оптический S/PDIF вход/выход 24-bit/96kHz
  • Коаксиальный S/PDIF вход/выход 24-bit/96kHz
  • MIDI вход/выход

Остановимся на некоторых моментах подробнее. Что такое "S/PDIF "? Расшифровывается как «Sony Philips Digital Interface» - цифровой интерфейс , разработанный компаниями «Сони» и «Филипс». Это формат передачи аудио данных от одного устройства к другому в цифровом виде (без преобразования в аналоговый сигнал), что позволяет избежать падения качества звучания.

Данный разъем бывает выполнен в двух разных форм-факторах. Для подключения коаксиального и оптического кабелей. Интерфейс подключения оптики называется «TosLink ». Вот они - на фото ниже (оптический - справа).


Раз уж мы затронули цифровой интерфейс, то нельзя не сказать пару слов и об аналоговой передаче звука. За аналоговую передачу у нас отвечает специальный разъем «RCA», который еще можно увидеть на многих устройствах.

Аббревиатура "RCA " расшифровывается как «Radio Corporation of America». Это - один из наиболее распространенных разъемов, применяемых в потребительской аудио продукции. Сами окончания (RCA jack) могут называться по разному: "phono connector", или CINCH/AV connector, в просторечии часто именуются "тюльпан" или - "колокольчик".

Данный тип коннектора широко применяется для передачи видеосигнала и стереофонического звука. Через жёлтый разъем - идет видео, белый предназначен для монофонического сигнала или левого канала стереофонического двухканального аудио, красный - для правого канала стереофонического двухканального аудиосигнала.

Вот, собственно, и все что я хотел рассказать Вам о звуковых картах: какие они бывают и для чего могут использоваться. Надеюсь, что данная статья поможет Вам при выборе звуковой карты для своего компьютера.


Разъемы звуковых карт: Линейный выход платы (зеленый) – сигнал с этого разъема можно подать на внешние ус-ва – акустические системы, наушники Входы стереосистемы В некоторых звуковых картах существуют 2 выходных гнезда: одно для сигнала левого канала, другое – для правого. Линейный вход платы (голубой) – этот входной разъем используется при микшировании или записи звукового сигнала, поступающего от внешней аудиосистемы. Микрофонный вход, или вход монофонического сигнала (розовый) – к этому разъему подключается микрофон для записи на диск голоса или других звуков. Запись с микрофона является монофонической. Для записи лучше всего использовать электродинамический или конденсатный микрофон, рассчитанный на сопротивление нагрузки от 600 Ом до 10 к Ом. В некоторых дешевых звуковых картах микрофон подключается к линейному входу.


Разъемы звуковых карт(продолжение): Разъем игрового порта, или разъем MIDI (желтый) – для подключения джойстика используется 15-контактный D-образный разъем. 2 его контакта можно использовать для управление устройством MIDI, например клавишным синтезатором (В этом случае необходимо приобрести Y-образный кабель). В некоторых новейших аудиоадаптерах и встроенных звуковых системах этот разъем отсутствует, поскольку новое поколение игровых манипуляторов подключаются к разъему USB.




Дополнительные разъемы звуковых карт: Вход и выход SPDIF (SP/DIF) – этот разъем (Sony/Philips Digital Interface) используется для передачи цифровых аудиосигналов между устройствами без преобразования к аналоговому виду. CD SPDIF – этот разъем предназначен для подключения CDROM к звуковой плате с помощью интерфейса SPDIF.


Дополнительные разъемы звуковых карт: Вход TAD – разъем для подключения к звуковой плате модемов с поддержкой автоответчика (Telephone Answering Device). Цифровой выход DIN – этот разъем предназначен для подключения многоканальных цифровых акустических систем. Вход Aux – обеспечивает подключение к звуковой карте других источников сигнала, например телетюнера Вход I2S – позволяет подключать к звуковой карте цифровой выход внешних источников, например DVD.


Дополнительные разъемы звуковых карт: Порт USB – позволяет подключать звуковую карту к акустической системе USB, игровым контроллерам и другим USB устройствам. Может использоваться как USB 1.1 так и USB 2.0. IEEE-1394 – посредством этого разъема к звуковой карте подключаются цифровые видеокамеры, сканеры, жесткие диски и другие устройства. В разъем SB1394 аудиоадаптера Sound Blaster Audigy можно подключать как устройства IEEE1394, так и ус-ва, поддерживающие новый формат Creative Labs – SB1394. Дополнительные разъемы обычно располагаются непосредственно на звуковой плате или подсоединяются к внешнему блоку или дочерней плате.

Звуковая карта (или аудиокарта) – это компонент компьютера, отвечающий за обработку и вывод звука. С ее помощью вы можете слушать музыку, озвучку в фильмах и играх или даже самим обрабатывать звук с помощью специальных программ. Это может быть оцифровка записей, устранение шумов, микширование, запись, регулирование частотного диапазона и т.п. Аудиокарта имеет разъемы для подключения колонок или наушников, микрофона, линейный вход для подачи звука с другого устройства. Все разъемы окрашены разными цветами, под которыми имеется пиктограмма устройства, которое должно подключаться. Например, выход для колонок окрашен в зеленый цвет. Штекер колонок тоже имеет зеленую окраску.

Звуковая карта может быть встроена в (интегрированная звуковая карта) или так называемой внешней, которая выполнена в виде электронной платы расширения, вставляемой в специальный слот на материнской плате.

Встроенная звуковая карта
Плата внешней звуковой карты

В современных компьютерах звуковая карта практически всегда интегрирована в материнскую плату. Для рядового пользователя, возможностей интегрированной аудиокарты вполне достаточно, а внешние, из-за своих высоких характеристик, более ориентированы на меломанов, музыкантов, звукооператоров. Кроме того, внешние звуковые карты также выпускают в виде отдельного устройства в отдельном корпусе. Они подключатся к USB порту . Такие устройства уже можно назвать профессиональными.


Студийная внешняя звуковая карта

Надо отметить, что если вы все же решили приобрести высококачественную внешнюю звуковую карту для установки в компьютер, то и колонки (или наушники) должны быть высокого качества, иначе это будет пустая трата денег.