Программы по физической культуре в школе. Рабочие программы по физической культуре. Способы физкультурной деятельности

А Общество с ограниченной ответственностью «Премьер-УчФильм» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 59 г. Рязань Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 г. Рязань МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ 1 – 11 КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ «ФизкультУРА!» Рязань - 2013 0 Модульная программа по Физической культуре для 1-11 классов общеобразовательных учреждений «ФизкультУРА!» разработана коллективом ООО «Премьер-УчФильм» при активном участии преподавателей физической культуры, имеющих высшую квалификационную категорию: Баранова Ольга Александровна – преподаватель МБОУ СОШ №59 г. Рязань, победитель конкурса «Лучшие учителя России 2007», лауреат конкурса «Учитель года 2011»; Гладышев Дмитрий Владимирович – преподаватель МБОУ СОШ №3 г.Рязань, призер конкурса «Учитель года 2008»; Кирьякова Ирина Ивановна – преподаватель Гимназии №2 г. Рязань, победитель муниципального конкурса «Мастер педагогического труда по внеурочным формам спортивно-массовой и оздоровительной работы 2012». Модульная программа по физической культуре для 1-11 классов общеобразовательных учреждений «ФизкультУРА!» рекомендована Экспертным советом Министерства образования и науки Российской Федерации по совершенствованию системы физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации для апробации в образовательном процессе общеобразовательных учреждений по учебному предмету «Физическая культура». В целях укрепления интереса и мотивации детей к занятиям физической культурой и спортом, наглядной демонстрации занятий с использованием программы специалистами ООО «Премьер-УчФильм» было разработано видеопособие (по всем модулям программы) «ФизкультУРА!». 1 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Физическая культура сегодня – это не только один из механизмов в воспитании у детей и подростков ценностей здорового образа жизни, но и большая педагогическая, творческая деятельность по конструктивному выявлению и использованию прошлого опыта в процессе создания новых форматов работы с ребятами в этом направлении. В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 года №889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» в объем недельной учебной нагрузки общеобразовательных учреждений всех видов введен третий час физической культуры. Это продиктовано объективной необходимостью повышения роли физической культуры и спорта в воспитании школьников, укрепления их здоровья, привития навыков здорового образа жизни. Учебный предмет «Физическая культура» определѐн в ФГОС нового поко- ления как обязательный для изучения на всех ступенях общего образования. Его главной задачей является укрепление здоровья, содействие гармоничному физи- ческому, нравственному и социальному развитию школьников. Предметные результаты по программе «Физическая культура» должны от- ражать большой диапазон приобретаемого обучающимися опыта как в части ук- репления и сохранения индивидуального здоровья, развития личной двигательной активности, понимания ценностей здорового и безопасного образа жизни, толе- рантного социального поведения, так и в овладении отдельными техническими элементами базовых и иных видов спорта, мотивации к занятиям физической культурой и спортом. Удовлетворение индивидуальных спортивных интересов обучающихся должны обеспечивать также различные программы, курсы по выбору и разнооб- разная внеурочная деятельность физкультурно-спортивной направленности. Модульная программа по Физической культуре для 1-11 классов общеобразовательных учреждений «ФизкультУРА!» (далее – программа) разработана коллективом ООО «Премьер-УчФильм», в которой систематизирован интересный опыт некоторых общеобразовательных учреждений Рязанской об- ласти в части физкультурно-спортивного воспитания обучающихся на различных ступенях образования в соответствии с их интересами. Цель программы: формирование умений и навыков повышения двигательной активности у обучающихся через активизацию интереса к учебному предмету «Физическая культура» в общеобразовательных учреждениях. Реализации основной цели программы будет способствовать решение сле- дующих задач: 2 - формирование у обучающихся умений и навыков в выполнении физиче- ских упражнений, направленных на укрепление их здоровья, профилактику забо- леваний, развития вредных привычек; - использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни с учетом индивидуального интереса в области физической культуры и спорта, со- стояния здоровья и функциональных возможностей организма; - формирование у обучающихся осмысленного понимания необходимости выстраивания собственного здорового образа жизни, используя при этом ресурсы физической культуры и спорта. Программа разработана в соответствии с требованиями федеральных госу- дарственных образовательных стандартов к личностным характеристикам выпу- скника общеобразовательного учреждения в части формирования и использова- ния навыков и правил здорового образа жизни, а также требований к результатам освоения основной образовательной программы по предмету «Физическая культура». При составлении программы учитывалась одна из главных целей развития системы школьного образования – формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры и готовой к социальной самоидентификации посредством личностно значимой деятельности. В программе делается акцент на дифференцируемость еѐ использования в соответствии с физкультурно-спортивными интересами обучающихся, их физиче- скими возможностями, приоритетами в образовательной политике учреждения в данном направлении, уровнем материально-технического спортивного обеспече- ния общеобразовательного учреждения. Очень важно также и то, что обучающиеся при использовании данной програмы приобретают хорошую физическую форму и обеспечивают себе крепкое здоровье, воспитывая при этом такие черты характера, как чувство товарищества и солидарность. 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ Настоящая модульная программам имеет три раздела, представляющих содержание основных форм физической культуры в начальной, основной и средней (полной) школе, что вместе составлет целостную систему физического воспитания в образовательном процессе. Содержание программного материала состоит из двух основных частей: базовой и вариативной. Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика. Без базового компонента невозможна успешная социализация в обществе и эффективное осуществление профессиональной деятельности, независимо от еѐ направления. Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразо- вательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных, национальных особенностей и индивидуальных интересов (запросов) обучающегося. Вариативная часть физической культуры обусловлена необходимостью 3 учета в работе общеобразовательного учреждения индивидуальных пожеланий и способностей детей, региональных, национальных и местных спортивных приоритетов. Цели и задачи программы реализуются через создание учебного и игрового пространства, участия в спортивно-оздоровительных мероприятиях («Веселые старты», спортивные КВНы, шахматно-шашечные турниры, пр.). Гибкость содержания и структуры программы обусловлена: - возможностью еѐ использования при различных уровнях оснащения мате- риально-технической спортивной базы учреждения; - возможностью использования как программы в целом, так и отдельных ее модулей; - возможностью еѐ использования в иных форматах (внеурочная деятель- ность, физкультурно-спортивный кружок в системе дополнительного образова- ния, в рамках школьных каникул, спортивно-массовые мероприятия пр.). 3. МЕСТО ПРОГРАММЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (УЧРЕЖДЕНИЙ ОТДЫХА, ОЗДОРОВЛЕНИЯ) И ЗАНЯТОСТИ ДЕТЕЙ В КАНИКУЛЯРНЫЙ ПЕРИОД Программа рекомендуется для использования: - в общеобразовательых учреждениях на всех ступенях образования: как программа по учебному предмету «Физическая культура»; в рамках внеурочной деятельности обучающихся; как интегрированных курсов в учебный предмет «Физическая культура» (использование отдельных модулей); при организации досугового и каникулярного отдыха детей на територии общеобразовательного учреждения; в группах продлѐнного дня; при организации массовых физкультурно-спортивных мероприятий с детьми и подростками в школе; - в системе дополнительного образования обучающихся; - в работе учреждений отдыха, оздоровления и занятости детей в каникуляр- ный период. Формат использования программы и еѐ место в процессе физического вос- питания обучающихся - по усмотрению конкретного учреждения. Программа предназначена для обучающихся основной и подготовительной медицинских групп. 4. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ В результате изучения программы обучающимися должны быть достигнуты определѐнные результаты. Личностные результаты – отражают индивидуальные личностные каче- ства обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения данного 4 курса. Это: - понимание необходимости личного участия в формировании собственного здоровья; - навыки формирования собственной культуры здорового образа жизни; - знания о функциональных возможностях организма, способах профилак- тики заболеваний и перенапряжения; - готовность и способность к саморазвитию и самообучению; - готовность к личностному самоопределению; - уважительное отношение к иному мнению; - овладение навыками сотрудничества с взрослыми людьми и сверстниками; - этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятель- ствам других людей; - положительные качества личности и умение управлять своими эмоциями; - дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в дости- жении поставленных целей; - навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на ре- зультат; - оказание бескорыстной помощи окружающим. Метапредметные результаты - характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий обучающихся, которые проявляются в познава- тельной и практической деятельности. Это: - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить для себя новые задачи, акцентировать мотивы и развивать интересы своей познавательной деятельности; - умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои физи- ческие, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации; - самостоятельно оценивать уровень сложности заданий (упражнений) в со- ответствии с возможностями своего организма; - умение работать в команде: находить компромисы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций; - формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение, умение вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности. Предметные результаты – характеризуют умение и опыт обучающихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». B результате освоения обязательного минимума содержания учебного предмета «Физическая культура» обучающиеся начальной школы должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры и знать: oб особенностях зарождения физической культуры, истории первых Олимпийских игр; о способах и особенностях движений и передвижений человека, роли и значении психических и биологических процессов в осуществлении двигательных актов; о работе скелетных мышц, систем дыхания и кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за 5 деятельностью этик систем; о терминологии разучиваемых упражнений, oб их функциональном смысле и направленности воздействия на организм; об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактики нарушений осанки и поддержания достойного внешнего вида; о причинах травматизма на занятиях физической культурой и правилах его предупреждения. В результате освоения обязательного минимума содержания учебного предмета «Физическая культура» обучающиеся основной школы должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры и знать: физиологические и психологические основы обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств, современные формы построения занятий и систем занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью; физиологические основы деятельности систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения при мышечных нагрузках, возможности их развития и совершенствования средствами физической культуры в разные возрастные периоды; возрастные особенности развития ведущих психических процессов и физических качеств, возможности формирования индивидуальных черт и свойств личности посредством регулярных занятий физической культурой; индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышения физической подготовленности; способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования, принципы создания простейших спортивных сооружений и площадок; правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями. В результате освоения обязательного минимума содержания учебного предмета «Физическая культура» обучающиеся по окончании средней школы должны уметь: - характеризовать: особенности организации и проведения индивидуальных занятий физическими упражнениями общей профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленности; особенности обучения и самообучения двигательным действиям, особенности развития физических способностей на занятиях физической культурой; особенности форм урочных и внеурочных занятий физическими упражнениями, основы их структуры, содержания и направленности; особенности содержания и направленности различных систем физических упражнений, их оздоровительную и развивающую эффективность. - определять: уровни индивидуального физического развития и двигательной 6 подготовленности; эффективность занятий физическими упражнениями, функциональное состояние организма и физическую работоспособность; дозировку физической нагрузки и направленность воздействий физических упражнений. 5. СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Учитель должен обеспечить каждому ученику одинаковый доступ к основам физической культуры, опираться на широкие и гибкие методы и средства обучения для развития детей с разным уровнем двигательных и психических способностей. Предлагаемая программа для урока физической культуры состоит из набора основных модулей, освоение которых направленно на повышение роли физической культуры в воспитании современных школьников и укрепления их здоровья. Модули программы в начальной школе (1-4 классы) I. Подвижные игры. Подвижные игры в начальной школе являются незаменимым средством решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности младшего школьника, развития его разнообразных двигательных способностей и совершенствования умений. В этом возрасте они направлены на развитие творчества, воображения, внимания, воспитание инициативности, самостоятельности действий, выработку умения выполнять правила общественного порядка. Достижение этих задач в большей мере зависит от умелой организации и соблюдения методических требований к проведению игр, нежели к их собственному содержанию. 7 Многообразие двигательных действий, входящих в состав подвижных игр, оказывает комплексное воздействие на совершенствование координационных и кондиционных способностей (способностей к реакции, ориентированию в пространстве и во времени, перестроению двигательных действий, скоростных и скоростно-силовых способностей и др.). В этом возрасте закладываются основы игровой деятельности, направленные на совершенствование прежде всего естественных движений (ходьба, бег, прыжки, метания), элементарных игровых умений (ловля мяча, передачи, броски, удары по мячу) и технико-тактические взаимодействия (выбор места, взаимодействие с партнером, командой и соперником), необходимые при дальнейшем овладении спортивными играми в средних и старших классах. В результате обучения ученики должны познакомиться со многими играми, что позволит воспитать у них интерес к игровой деятельности, умение самостоятельно подбирать и проводить их с товарищами в свободное время. Программный материал по подвижным играм сгруппирован по преимущественному воздействию их на соответствущие двигательные способности и умения. После освоения базового варианта игры рекомендуется варьировать условия проведения, число участников, инвентарь, время проведения игры и др. Система упражнений с большими и малыми мячами составляет своеобразную школу мяча. Очень важно, чтобы этой школой овладел каждый ученик начальных классов. Движения с мячом рекомендуется выполнять примерно в равном соотношении для обеих рук и ног. II. Гимнастика c элементами акробатики Гимнастические упражнения являются одной из основных частей содержания уроков физической культуры, физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме школьного дня, внеклассной работы и самостоятельных занятий. B программный материал начальной школы входят простейшие виды 8 построений и перестроений, общеразвивающие упражнения без предметов и с разнообразными предметами, упражнения в лазанье и перелезании, в равновесии, несложные акробатические и танцевальные упражнения и упражнения на гимнастических снарядах. III. Легкоатлетические упражнения. Бег, прыжки и метания, будучи естественными видами движений, занимают одно из главных мест в физическом воспитании младших школьников. Применяя эти упражнения, учитель решает две задачи. Во-первых, он содействует освоению основ рациональной техники движений, необходимой в средних и старших классах. Во-вторых, обогащает двигательный опыт ребенка, используя для этого всевозможные варианты упражнений и меняя условия их проведения. B результате освоения данного раздела программы ученики приобретают основы умений бега на короткие и на длинные дистанции, прыжков в длину и в высоту с места и с разбега, метании в цель и на дальность. IV. Лыжная подготовка В задачи лыжной подготовки и содержание уроков входит ознакомление детей с простейшими правилами обращения с лыжным инвентарем, обучение основным строевым приемам с лыжами, видам построений, перестроений и передвижений в строю, самым необходимым способам передвижения. К числу основных способов передвижений в период начального обучения относятся: попеременный двухшажный ход, подъемы ступаюшим шагом и «лесенкой», спуск в основной стойке, поворот переступанием вокруг пяток лыж и вокруг носков лыж. 9

Друзья, сегодня я поделюсь с Вами своими мыслями и советами по вопросу составления рабочей программы по физической культуре . Повод для этого есть. Дело в том, что Департаментом государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России направлено письмо-информация по вопросам составления рабочих программ учебных предметов от 28.10.2015 №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов» . В «Вестнике образования» №23, от декабря 2015 года, опубликовано это письмо за подписью директора Департамента А.В.Зыряновой. Сначала коротко раскрою содержание этого письма, а затем предложу Вам свой образец рабочей программы. От незнания конкретных требований некоторые учителя допускают существенные ошибки при составлении ее.

Итак, познакомимся с основными элементами рабочей программы по физической культуре, которые должны быть у нас на сегодняшний день (согласно письма Минобрнауки России и в соответствии с ФГОС):

1) Пояснительная записка, в которой конкретизируются цели общего образования с учетом специфики учебного предмета;

2) Общая характеристика учебного предмета;

3) Описание места учебного предмета в учебном плане;

4) Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета;

6) Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;

7) Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности;

8) Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Но в целях снижения бумажной рутины, которыми страдаем мы, педагогические работники, Департаментом подготовлены изменения в федеральные государственные стандарты общего образования в части требований к рабочим программам. Вот что сейчас должно входить в содержание рабочих программ:

1) Планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета.

3) Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.

Что это означает для нас? Вполне возможно с нового учебного года будут исключены из рабочей программы пункты 1, 2, 3, 4 и 7. То есть:

— пояснительная записка…;

общая характеристика учебного предмета;

— описание места учебного предмета в учебном плане;

— личностные, метапредметные и предметные результаты…;

— описание учебно-методического и материально-технического обеспечения…

Это будет здорово! Но вернемся в сегодняшний день и посмотрим примерный образец составления рабочей программы по физической культуре для классов, в которых введен федеральный государственный стандарт (на сегодняшний день – это 1-6 классы). В 7-11 классах рабочие программы несколько отличаются от «ФГОСовских».

Сразу оговорюсь, что в соответствии с Основной образовательной программой Вашей школы , которая утверждается приказом директора образовательного учреждения, за каким-то номером и от какого-то числа, в каждом учебном заведении существует своя форма составления Рабочей программы по предметам. То есть, нет единого установленного образца для всех образовательных учреждений страны, но есть единые основные элементы, о которых сказано выше.

Итак, предлагаю структуру составления Рабочей программы по физической культуре :


Титульный лист

В него входит:

— название образовательного учреждения,

— кем утверждено, согласовано и рассмотрено,

— название документа и уровень,

— количество часов в неделю и за год

— год составления программы.

(Обратите внимание, что документ рассматривается на ШМО учителей физической культуры, согласовывается с зам. директором по УВР и утверждается директором учреждения).

  1. Пояснительная записка

1.1. Статус документа.

Рабочая программа соответствует нормативным документам:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Федеральный государственный образовательный стандарта начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373 (в редакции приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 г. №1241, от 22.09.2011 г. №2357, от 18.12.2012 №1060, от 29.12.2014 №1643, от 18.05.2015 №507) (Это для 1-4 классов). Для 5-6 классов пишем так: Федеральный государственный образовательный стандарта основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897
  3. Федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253, с изменениями, утвержденными приказом Министерства образования и науки РФ от 08.06.2014 г. №576
  4. Письмо Управления образования Администрации Одинцовского муниципального района от 24.08.2015 №4433 «Об организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся» (реквизиты этого письма будут меняться каждый учебный год, поэтому в следующем учебном году и далее дата и номер будут другие)
  5. Положение о рабочей программе педагога основной школы МБОУ _____________ средней общеобразовательной школы в соответствии с ФГОС второго поколения
  6. Учебный план МБОУ _____________ средней общеобразовательной школы на 2015—2016 учебный год.

Рабочая программа по физической культуре 6 класса составлена на основе авторской программы М.Я.Виленского и в соответствии с Основной образовательной программой МБОУ ______________ средней общеобразовательной школы (основная школа), утвержденной приказом №155 от 01.09.2014 г. Реализуется через УМК: «Физическая культура 5-7 классы», учебник для образовательных учреждений, М.Я.Виленский, Москва, «Просвещение», 2013 г.

Данный УМК выбран в связи с тем, что (далее пишем краткое обоснование выбора этого УМК) полностью соответствует образовательной программе и учебному плану школы...

1.2. Место предмета в базисном учебном плане.

Физическая культура в основной школе изучается с 5 по 9 класс по 3 часа в неделю в течение каждого года обучения.

В 2015—2016 учебном году в соответствии с учебным планом школы на изучение физической культуры в 6 классе отводится 3 часа в неделю, 102 часа в год.

1.3.Цели и задачи изучения курса (кратко, по существу, без сочинений)

(Пример) Курс «Физическая культура» в 6 классе изучается из расчёта 3 ч в неделю: 102 ч. Третий час на преподавание учебного предмета «Физическая культура» был введён приказом Минобрнауки от 30 августа 2010 г. М 889. В приказе было указано: «Третий час учебного предмета «Физическая культура» использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания».

Целью школьного физического воспитания является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

Основные задачи:

  1. Оздоровительная задача.
  2. Образовательная задача
  3. Воспитательная задача

1.4.Результаты освоения содержания курса

Результаты освоения содержания курса представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов в полном объеме в Основной образовательной программе МБОУ _______________ СОШ (основная школа) (начальная школа пишет: начальная школа).

II. Основное содержание тем учебного курса

Распределение учебного времени прохождения программного материала по физической культуре (6 класс)

Далее раскрывается основное содержание тем учебного курса: знания о физической культуре, гимнастика с элементами акробатики (18 часов), легкая атлетика (21 час), лыжная подготовка (18 часов), спортивная игра в волейбол (18 часов) и баскетбол (27 часов).

III. Планируемые результаты изучения курса

Ученик научится.

Ученик получит возможность научиться.

I V. Календарно-тематическое планирование

В календарно-тематическое планирование входит: № урока, Тема урока, Плановые сроки (расписание уроков в образовательном учреждении составляется в августе, перед началом учебного года, поэтому открыв календарь на учебный год, выписываются даты в эту колонку до утверждения рабочей программы), Фактические сроки (после проведения урока учитель записывает фактическую дату), Виды работ и Характеристика основных видов деятельности (краткое описание урока). Каждые последующий раздел составляется также. Главное – как только начинается новый раздел физической культуры, обязательно в Теме прописывается о проведении инструктажа по охране труда на уроках по этому виду деятельности. И на самом уроке, в этот день, проводится инструктаж с учащимися класса.

И завершается КТП подведением итогов: Всего часов за год, По плану и Дано.

V. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.

5.1. Учебно-методический комплект

1. Учебник …….

2. Дополнительная литература для учителя (если есть)

3. Дополнительная литература для учащихся (если есть)

4. Интернет ресурсы (если есть)

5. Электронные образовательные ресурсы

6. Компьютерные программы (например, тренажеры и др.)

«Физическая культура 5-7 классы», учебник для образовательных учреждений, М.Я.Виленский, Москва, «Просвещение», 2013 г.

5.2. Средства обучения

Перечислить все, что будет использоваться на уроке в течение года:

1.Ноутбук

2.Телевизор

3. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

И в заключении, в виде Приложения, представить Таблицу требований к уровню физической подготовленности при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «ГТО».

Все появившиеся вопросы и нюансы готов обсудить с Вами в комментариях или на форуме.

Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника.

Достижение цели физического воспитания обеспечивается решением следующих основных задач:

  • Содействие гармоничному физическому развитию, выработку умений использовать физические упражнения, гигиенические процедуры и условия внешней среды для укрепления здоровья, противостояния стрессам.
  • Формирование общественных и личностных представлений о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физиологической подготовленности.
  • Дальнейшее развитие координационных и кондиционных (скоростно – силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости) способностей.
  • Формирование знаний о закономерностях двигательной активности, спортивной тренировке, значении занятий физической культурой для будущей трудовой деятельности, выполнении функции отцовства и материнства, подготовку к службе в армии.
  • Закрепление потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и избранным видом спорта.
  • Формирование адекватной самооценки личности, нравственного самосознания, мировоззрения, коллективизма, развитие целеустремлённости, уверенности, выдержки, самообладания.

Настоящая: программа по предмету физическая культура составлена на основе "Комплексной программы физического воспитания учащихся l-11 классов", авторы: Лях В.И., Л.А.Зданевич Министерства образования и науки РФ 2011 года. Журналов “Физическая культура. Рабочие программы. М.Я.Виленского, В.И. Ляха: Просвещение, 2011.-104с-ISBN 978-5-09-021674-6. “Книг учителя физкультуры”. Издательство “Физкультура 1-11 классы: развернутое тематическое планирование по комплексной программе под редакцией В.И. Ляха, Л.Б. Кофмана – 2008 год.

Нормативная база взята из программы “Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве 1-11-х классов” Москва 1998 год.

Годовой комплексный план физического воспитания учащихся 5-11-х классов, Москва 1988 год.

Научно-методическое обеспечение учебного процесса осуществляется по учебным пособиям.

Учебники:

  1. Н.Г. Озолин – лёгкая атлетика
  2. В.Ломай – бег, прыжки, метание
  3. Е.А.Малков – подружись с “королевой спорта”
  4. В.В. Осинцев – лыжная подготовка в школе
  5. Ю.В. Буйлин - мини-баскетбол в школе
  6. С. Башкин – уроки по баскетболу
  7. Г. Пинколстер – “Энциклопедия баскетбольных упражнений ” 8. А.Н. Мартыновский – “Спортивная гимнастика”
  8. А.Т. Брыкина– гимнастика
  9. Ю.В.Л. Голомазов – волейбол в школе
  10. А.А, Рыбкин, А.Н. Евтушенко – гандбол
  11. Хоккей. Правила соревнований. – М: Терра-Спорт, 2003 г.
  12. В.И.Лях, А.А.Зданевич М: Просвещение 2009 г.

Программа составлена с учётом условий работы школы, контингента учащихся, материально-технической базы. В старших классах более отчётливо, чем в среднем возрасте, проявляются половые различия между юношами и девушками, что требует дифференцированного подхода к выбору средств и методов занятий. В этом возрасте идет интенсификация обучения по пути усиления тренировочной направленности уроков. Дифференцированный индивидуальный подход важен для учащихся, имеющих низкие и высокие результаты в физическом развитии. При организации занятий с юношами предусмотрены занятия при максимальных волевых и физических нагрузках.

Программный материал делится на две части – базовую и вариативную. В базовую часть входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана. Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету “Физическая культура”. Вариативная часть включает в себя программный материал по хоккею,

“Русской лапте”, конькам, атлетической и оздоровительной гимнастики. Программный материал усложняется по разделам каждый год за счёт увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных. Оценивание учащихся предусмотрено как по окончании раздела, так и по мере освоения умений и навыков. Уроки гимнастики планируется проводить фронтальным способом (при проведении строевых, общеразвивающих и сложных акробатических упражнений), групповым способом, поточным способом (опорные прыжки), а так же, за счет увеличения уроков на 1 час, появилась возможность заниматься с детьми оздоровительной гимнастикой (профилактика исправления сколиоза и плоскостопия).

Вид программного материала

Количество часов (уроков)

1. Базовая часть:
1.1 Основы знаний о физической культуре
1.2. Лёгкая атлетика
1.3. Кроссовая подготовка
1.4. Волейбол
1.5. Футбол
1.6 Баскетбол
1.7 Гандбол
1.8 Гимнастика
1.9 Лыжная подготовка
2 Вариативная часть:
2.1 Русская лапта
2.2 Атлетическая и оздоровительная гимнастики
2.3 Хоккей на льду, коньки
3 Итого:

Требования к уровню знаний учащихся по физической культуре, оканчивающих среднюю школу.

В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета учащиеся по окончании средней школы должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры. Объяснить:

  • Роль и значение физической культуры в развитии общества и человека, цели и принципы современного олимпийского движения, его роль и значение в современном мире.
  • Роль и значение занятий физической культурой в укреплении здоровья человека, профилактики вредных привычек, ведении здорового образа жизни.
  • Характеризовать: Индивидуальные особенности физического и психического развития и их связь с регулярными занятиями.

  • Особенности функционирования основных органов и структур организма во время занятий, особенности планирования индивидуальных занятий различной направленности и контроля их эффективности.
  • Особенности обучения и самообучения двигательным действиям.
  • Соблюдать правила:

  • Личной гигиены и закаливания.
  • Организация и проведение самостоятельного и самодеятельного форм занятий физическими упражнениями и спортом.
  • Культура поведения и взаимодействия во время коллективных занятий и соревнований.
  • Профилактика травматизма и оказание первой помощи при травмах и ушибах.
  • Проводить:

    • Самостоятельные и самодеятельные занятия физическими упражнениями с общей профессионально-прикладной и оздоровительно-коррегирующей направленности.
    • Приемы страховки и самостраховки во время занятий.
    • Приемы массажа и самомассажа.
    • Занятия физической культуры и спортивные соревнования с учащимися младших классов.
    • Судейство соревнований по одному из видов спорта.

    Составлять:

    • Индивидуальные комплексы физических упражнений различной направленности.
    • Планы-конспекты индивидуальных занятий.

    Определять:

  • Уровни индивидуального физического развития.
  • Эффективность занятий физическими упражнениями, функциональное состояние организма.
  • Дозировка физической нагрузки
  • Демонстрировать:

    Двигательные умения, навыки, способности:

    • Уметь с максимальной скоростью пробегать 100 м с низкого старта.
    • В равномерном темпе бегать до 30 мин юноши и до 20 мин девушки.
    • Метать различные по форме и по массе снаряды с места и с полного разбега.

    В гимнастических и акробатических упражнениях:

    • Выполнять опорный прыжок ноги врозь через коня в длину высотой 115-125 см (юноши).
    • Выполнять комбинацию из отдельных элементов со скакалкой.
    • Выполнять акробатическую комбинацию из 5 элементов, включающую длинный кувырок через препятствие на высоте до 90 см, стойку на руках, переворот блоком и другие ранее освоенные элементы (юноши) и комбинацию из 5 ранее освоенных элементов (девушки).

    В спортивных играх:

  • Демонстрировать и применять основные технико-тактические действия в одной из спортивных игр.
  • Физическая подготовленность:

    • Соответствовать, как минимум, среднему уровню показателей развития физических способностей (табл. 1)

    Способы физкультурно-оздоровительной деятельности:

    • Использовать различные виды физических упражнений в целях самосовершенствования.
    • Организации досуга и здорового образа жизни.
    • Осуществлять коррекцию недостатков физического развития.

    Способы спортивной деятельности:

    • Участвовать в соревновании по легкоатлетическому четырехборью: бег 100м, прыжок в длину или высоту, метание мяча, бег на выносливость.

    Правила поведения на занятиях физическими упражнениями: Согласовывать свое поведение с интересами коллектива.

  • Критически оценивать собственные достижения
  • Поощрять товарищей, имеющих низкий уровень физической подготовленности. Критерии оценок успеваемости учащихся на уроках по физической культуре.
  • Оценочные нормативы по физической культуре разработаны в соответствии с нормативными требованиями программы “Физическая культура для учащихся 1-11-х классов” Москва. Просвещение 1996г.

    При оценке техники выполнения двигательного действия руководствуются следующими критериями:

    Отметка “5”: двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно, уверенно, в надлежащем ритме, легко и четко, обучающий овладел формой движения; в играх проявил должную активность, находчивость, ловкость, умение действовать в коллективе, точно соблюдать правила.

    Отметка “4”: двигательное действие выполнено правильно, но не достаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность движений: в играх учащийся не проявил должной активности, ловкости.

    Отметка “3”: двигательное действие выполнено в основном правильно, но напряжённо (или вяло), недостаточно уверенно), допущены незначительные ошибки при выполнении; в играх обучающийся был малоактивным, допускал небольшие нарушения правил.

    Отметка “2”: двигательное действие не выполнено или выполнено неправильно, неуверенно, небрежно; допущены значительные ошибки; в играх учащийся не обнаружил должной активности, расторопности, умение играть в коллективе (команде).

    Отметка “1”: отказ обучающего выполнить двигательное действие без уважительной причины или он совсем не смог выполнить упражнение.

    Контроль за физической подготовкой учащихся проводится два раза в учебный год по всем тестам (осенью и весной) и три раза по тем упражнениям, которые можно провести в зале (в сентябре, в конце декабря и в мае). Ведётся карта учёта динамики прироста показателей развития физических качеств учащихся (таблица №1).

    Учащимся, имеющим хороший и отличный уровень физического развития, рекомендуются занятия в спортивных секциях школы, ДЮСШ и другие формы занятий. Учащимся, имеющим средний и низкий уровень физического развития, даются задания на развитие определённых двигательных навыков, рекомендуются самостоятельные занятия.

    Учащимся, отнесённым по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, оценка успеваемости выставляется на общих основаниях, за исключением выполнения учебного норматива в противопоказанных им видах физических упражнениях.

    Актуальность программы

    Настоящая программа включает в себя содержание всех основных форм физической культуры, составляющих целостную систему физического и нравственного воспитания в школе и позволяет последовательно решать эти задачи на протяжении всех лет обучения. Третий час направлен на увеличение двигательной активности учащихся (за счет расширения количества спортивных и подвижных игр) и оздоровительный процесс.

    Рабочая программа внеурочной деятельности по волейболу для учащихся 5-7 классов разработана на основе учебного пособия «Внеурочная деятельность. Волейбол: пособие для учителей и методистов»/Г.А. Колодницкий, B.C. Кузнецов, М.В. Маслов/,- М.: Просвещение, 2011, в соответствии с ФГОС ООО 2010 г.
    Система физического воспитания в нашей стране имеет многолетний опыт становления и направлена на решение основных социально значимых задач: укрепление здоровья населения, физическое и двигательное развитие и воспитание высоких нравственных качеств.

    Рабочая программа факультативного курса «ОФП -СПЕЦИАЛЬНЫЙ КУРС!» для обучающихся 7-11 классов составлена в соответствии с Федеральным Базисным учебным планом, Обязательным минимумом содержания образования школьников в области физической культуры, а так же « Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В.И.Ляха, А.А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2016). Программа по своему содержанию является физкультурно-спортивной, по функциональному предназначению - специальной, по форме организации - внеурочной. Срок реализации программы 1 год.

    Особенности общеобразовательной общеразвивающей программы «Волейбол», в том, что она учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Она дает возможность заняться баскетболом с «нуля» тем детям, которые еще не начинали проходить раздел «волейбол» в школе, а также внимание к вопросу воспитания здорового образа жизни, всестороннего подхода к воспитанию гармоничного человека.

    Целевая аудитория: для 11 класса

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Любимая игра» разработана на основе:
    - «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов образовательных учреждений» под редакцией В.И. Ляха, А.А Зданевича (2010г.), допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.
    -Примерной программы по физической культуре, авторской программы Т. С. Лисицкой, Л. А. Новиковой. (2012г) Учебного пособия « Внеурочная деятельность. Волейбол: пособие для учителей и методистов»/Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов.- М.: Просвещение, 2011, в соответствии с ФГОС ООО 2010 г.

    Целевая аудитория: для 5 класса

    Шахматы это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего плана действий - способности действовать в уме.

    Программа по физической культуре для 7 классов разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2012);
    - с рекомендациями Рабочей программы по физической культуре
    - учебной программы «Рабочая программа физического по физической культуре учащихся 7 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2010);
    - с авторской программой «Рабочая программа программа по физической культуре учащихся 1-11 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2010)

    Целевая аудитория: для 7 класса

    Рабочая программа составлена на основе программы основного общего образования. Физическая культура 5-9 классы. Авторы: А.П. Матвеев, (сборник Рабочие программы. Физическая культура. 5 - 9 классы: учебно - методическое пособие/предметная линия учебников А. П. Матвеева. - М.: Просвещение, 2012. - с. 23 - 45. (стандарты второго поколения

    Целевая аудитория: для 5 класса

    Программа по физической культуре для 10-11 классов разработана в соответствии:

    • с рекомендациями Примерной программы по физической культуре(Примерная программа по физической культуре. 10-11классы. - М.: Просвещение, 2011 год);
    • с авторской программой «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2010):
    • Федеральный закон «О физической культуре и спорте».
    • Закона Российской Федерации «Об образовании», ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» (п.67);

    Целевая аудитория: для 10 класса